Главный диктор главного стадиона
8 июля 2014 года агентство «Р-Спорт» сообщило о смерти спортивного диктора Валентина Валентинова. Официальный «голос» стадиона «Лужники» умер на 78-м году жизни. Последние несколько лет он боролся с последствиями перенесённых инсульта и инфаркта.
В отличие от Николая Озерова, Котэ Махарадзе, Владимира Маслаченко, Василия Уткина и Виктора Гусева, Валентина Валентинова далеко не все любители спорта знали в лицо. Более того, имя и фамилия этого человека для многих оставались загадкой.
Но все те, кто посещал московские спортивные арены начиная с 1970-х годов, знали его удивительный, торжественный голос. Голос, которым он объявлял составы команд, называл авторов забитых мячей и заброшенных шайб.
Карьера Валентина Валентинова пришлась на «золотой период» советского спорта. Подвиги Харламова, Мальцева, Дасаева и Черенкова, триумфы советских хоккеистов и футболистов на родных аренах были озвучены голосом Валентинова.
Как-то значительно позднее, на 50-летии Александра Мальцева, диктор, которого знали и любили все звёзды советского спорта, долго думал, что подарить юбиляру. Валентинов знал о дружбе Мальцева с Валерием Харламовым. Друзья, вместе игравшие за сборную СССР, на внутренней арене выступали за непримиримых соперников — ЦСКА и «Динамо».
На юбилее Валентинов встал и торжественно произнёс:
– С подачи Валерия Харламова, номер 17, шайбу забросил Александр Мальцев, номер 10.
Растроганный Мальцев через весь зал помчался к диктору обниматься.
Эй, моряк, ты слишком долго плавал…
Будущий голос спортивных побед родился во Владивостоке. С юных лет Валя полюбил радио и мог часами сидеть у репродуктора, слушая и сводки с фронта, и радиоспектакли, и песни…
Правда, о том, что он может оказаться коллегой Юрия Левитана, главного диктора СССР, Валя тогда и не думал.
После школы он окончил военно-морское училище, после чего подал рапорт об… увольнении из армии. Потом Валентинов признавался, что понял — это не его призвание.
В те времена такие вольности могли закончиться серьёзными последствиями, но для Валентинова всё обошлось — его отпустили с миром.
Поиски себя продолжались недолго. На улице молодой человек увидел объявление о наборе дикторов на радио и, вспомнив о своей детской влюблённости в голоса из «тарелки», решил попытать счастья.
Валентинова приняли, и он вскоре понял, что армия не идёт ни в какое сравнение с подготовкой советских радиодикторов.
Это сегодня радиодиджей может говорить в эфире так, как ему вздумается. Дикторов советской эпохи учили правильной, чёткой и безошибочной речи, готовили, как настоящих актёров.
Это была весьма непростая наука, но и результат был впечатляющим.
За кого болеет диктор?
Молодой диктор не был лишён честолюбия и после первых успехов на Дальнем Востоке стал мечтать о Москве. Как-то Валентинова отправили на гастроли вместе с цирком на льду в столицу. Там на его работу обратили внимание и предложили попробовать себя в качестве диктора стадиона «Лужники». Валентинов согласился и проработал в этой должности четыре десятилетия.
Его дебютом в «Лужниках» стал состоявшийся в феврале 1973 года матч чемпионата СССР по хоккею между ЦСКА и ленинградским СКА, на котором присутствовал сам советский лидер Леонид Брежнев. Диктор-дебютант справился на отлично.
В Москве он продолжал учиться, работая бок о бок с кумиром детства — Юрием Левитаном. Тонкости работы спортивного диктора Валентинову помогал осваивать другой великий — Николай Озеров.
Торжественный, величественный, роскошный голос Валентинова придавал любому, даже самому проходному матчу особый вкус. Этот голос полюбили игроки, тренеры и, конечно, болельщики, которые до хрипоты спорили — а за кого же болеет сам Валентинов?
Дружба с Харламовым, Третьяком и другими звёздами ЦСКА наводила на мысль, что диктор неравнодушен к армейцам.
Сам Валентинов говорил, что старается работать так, чтобы все болельщики думали, что он особенно поддерживает именно их любимцев. Гораздо позднее признался, что когда-то болел за футбольное «Торпедо» — команду Стрельцова, Воронина и Иванова.
Он был на похоронах Стрельцова, а четыре часа спустя на футболе объявлял минуту молчания в память о нём. И тогда диктор, профессионал до мозга костей, впервые заплакал на рабочем месте…
От Харламова до рынка
В 1990-х Валентинов в «Лужниках» делал рекламные объявления на работавшем там вещевом рынке. Когда его спрашивали про то время, он просто пожимал плечами: такова была жизнь, а он как диктор «Лужников» просто делал свою работу. «Лужники» выживали, как могли, и Валентин Валентинов помогал им по мере сил.
Его голос на спортивных аренах начала XXI словно соединял две эпохи. Хотя сам Валентинов признавался: эпоха, в которой он начинал, была эпохой не только больших побед, но и больших личностей, чего никак не скажешь о современном российском спорте.
Впрочем, профессионализм Валентинова оставался на высоте, вне зависимости от того, чьи имена он объявлял.
Как-то Анатолий Тарасов сказал Валентинову на финале «Золотой шайбы»: «Ты так произнеси фамилию пацана и название его глухой деревни, чтобы у него крылья выросли, чтобы он с первого шага на льду знал, что он не просто за себя играет!»
Думается, что мальчишки, которым довелось играть в финале «Золотой шайбы», по сей день вспоминают голос Валентинова, произносящий их имена, как одно из самых ярких впечатлений жизни.
У нас не курят, товарищ Брежнев!
Как профессионал самого высокого класса Валентин Валентинов не прощал себе ни малейших ошибок, хотя болельщики воспринимали их с пониманием и даже с юмором.
Однажды Валентинов, отработав утром на хоккейном матче, приехал на Большую арену «Лужников» на футбол. Дело было в марте, когда хоккейное первенство подходило к концу, а футбольное, наоборот, только начиналось.
Диктор по инерции произнёс: «На лёд приглашаются…», тут же осёкся и поправился, но трибуны взорвались хохотом. Валентинов переживал ошибку, но потом услышал от болельщиков: «А что, всё правильно, на лёд футболисты вышли…» Качество наших футбольных полей весной общеизвестно…
У Валентина Валентинова было отличное чувство юмора, и иногда он позволял себе немножко «похулиганить».
Однажды на хоккее он заметил, что присутствовавший на матче Брежнев закурил, что было нарушением правил «Лужников». И тогда Валентинов объявил на весь стадион:
– Уважаемые болельщики, напоминаем, что в нашем Дворце спорта не курят!
Вздрогнувший Брежнев загасил сигарету. Буквально через пару минут к Валентинову примчался запыхавшийся сотрудник спецслужб, сказавший: «Пожалуйста, больше так не делайте!»
Диктор больше так и не делал, но и Брежнев, что характерно, в «Лужниках» больше не курил.
Пророков нет в Отечестве своём…
В начале XXI века высококлассных профессионалов среди дикторов спортивных арен почти не осталось. Те же единицы, что выделяются на общем фоне, — ученики Валентина Валентинова.
Очень многие дикторы на стадионах пытаются подражать зарубежным образцам. А вот американские специалисты в этой области, слышавшие, как работает Валентинов, называли его эталоном спортивного диктора.
Увы, в отличие от американца Майкла Баффера, чей авторитет выше, чем у иных чемпионов мира по боксу, в профессионализме Валентинова некоторые российские спортивные деятели позволяли себе усомниться.
В 2010 году руководители футбольного «Спартака», раздосадованные результатами очередного дерби с ЦСКА, решили, что отныне на домашних матчах красно-белых будет работать другой диктор.
«Обидно не за Валентинова, а за профессию, — заметил диктор. — Во времена моей молодости диктором не становились одним росчерком пера. Полтора года — специальные курсы в театральном училище. Потом полгода или год сидишь только на записи — в прямой эфир тебя никто не выпустит. После этого любая ошибка — на два – три месяца отстранение от эфира. Жёстко. Но зато уровень дикторов был высок необычайно. А сейчас я, наверное, последний из могикан, кто выражается на хорошем русском языке, оказался не нужен».
Жизнь продолжается. Вновь будут сходиться в жарких схватках футболисты и хоккеисты, вновь горечь поражений будет сменяться радостью побед.
Но магии голоса Валентина Валентинова будет очень не хватать.
Спасибо Вам, Мастер!