Глядя на сегодняшние потуги отечественных спортивных чиновников вернуть российских атлетов на мировую арену путем неких компромиссов, испытываешь смесь сострадания и неловкости.
Однажды в Америке
Иностранные «партнеры», которые, если верить рассказам наших соотечественников, в личном общении доброжелательные и понимающие, выставляют условия, при которых российские атлеты обречены либо на унижение, либо на предательство — или даже на то и другое сразу.
Надо признать, что политическое давление на россиян в спорте началось не в 2022-м, и не в 2015-м годах.
Знаковым этапом стала зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити-2002, где разыгрался невиданный доселе фарс под названием «Двойное чемпионство в фигурном катании».
Лидерами российской команды в спортивных парах был дуэт Елена Бережная — Антон Сихарулидзе. Главными их соперниками считались канадцы Жами Сале и Давид Пеллетье.
Ой, мониторы отключились...
Предолимпийский чемпионат мира по фигурному катанию в 2001 году проходил в Канаде, на родине Жами Сале и Давида Пеллетье. С точки зрения олимпийских перспектив канадцам было необходимо выигрывать турнир и особенно — опережать вернувшихся в строй Бережную и Сихарулидзе. Местная публика неистово болела за своих любимцев, однако даже это не помогло им чисто откатать свою программу — Жами Сале в очередной раз исполнила «бабочку» вместо сложного элемента. Кроме того, программа канадцев явно уступала в сложности программе Бережной и Сихарулидзе. Тем не менее, к немалому удивлению специалистов, судьи вывели на первое место канадцев.
И тут приключился первый громкий скандал в противостоянии российской и канадской пар. Российский представитель поинтересовался, каким образом судейская бригада проигнорировала ошибку канадской спортсменки. Судьи заявили, что не видели ошибки, так как элемент выполнялся в углу катка вне их поля зрения. Когда же попытались просмотреть повтор, все судейские мониторы по непонятным причинам отключились. Вслед за этим оперативно было проведено награждение, и титул чемпионов мира за Сале и Пеллетье был, так сказать, закреплен.
5:4 в пользу России
Перед Играми-2002 в прессе США и Канады состоялась «артподготовка»: вышел целый ворох статей, в которых доказывалось, что канадцы наголову сильнее.
Но в короткой программе Жами Сале снова упала, в результате чего судьи поставили канадцев на второе место, после безупречно откатавших свою программу Бережной и Сихарулидзе. По мнению экспертов, второе место при такой ошибке канадцы получили незаслуженно, но поставь судьи их ниже, и о борьбе за золото стоило бы забыть окончательно.
На разминке перед произвольной программой произошло то, чего никто не ожидал: Жами Сале пошла на самый натуральный таран разминавшейся рядом российской пары. Все, что успел Сихарулидзе, это отодвинуть в сторону партнершу и принять весь удар на себя. По счастью, обошлось без жертв, российский фигурист лишь слегка повредил руку. Организаторы поспешили представить дело как недоразумение, однако стало ясно, что канадцы намерены вырвать победу во что бы то ни стало.
Бережная и Сихарулидзе катались перед соперниками и допустили одну небольшую помарку — партнер после исполнения прыжка приземлился на две ноги. Сале и Пеллетье откатались относительно чисто и после окончания программы принялись целовать лед, празднуя победу. Публика неистовствовала, ожидая триумфа канадцев.
Однако ошибка Сихарулидзе была негрубой, в остальном выступление россиян и канадцев было вполне равноценным. Кроме того, короткую программу Сале и Пеллетье проиграли.
В итоге, пятью голосами против четырех, судьи отдали победу Елене Бережной и Антону Сихарулидзе.
«Это был кошмар для меня»: как выбивали признание из французского судьи
Но тут выяснилось, что кулаками после драки машут, да еще как. СМИ США и Канады устроили истерику, доказывая, что их любимцев засудили.
Бог с ними, с журналистами, но пресс-конференцию дали Сале и Пеллетье, требуя... отдать им золото.
Казалось, этот постыдный цирк не может иметь продолжения. Но тут на сцене появилась французский арбитр Мари-Рейн Ле Гунь.
К ней в номер буквально вломилась председатель техкома Международного союза конькобежцев Салли-Энн Степлфорд. Дама имела дурную репутацию человека, сознательно занижающего оценки «коммунистам», — началось это еще со времен выступлений немки из ГДР Катарины Витт.
Степлфорд требовала от француженки заявить, что поставить русских на первое место ее заставили. И в итоге Ле Гунь написала объяснение — дескать, голосование за русских было частью сделки, которая должна была обеспечить победу французской паре Марина Анисина — Гвендаль Пейзера в танцах на льду.
Когда Мари-Рейн Ле Гунь вырвалась из Соединенных Штатов, то рассказала журналистам, как из нее выбивали это признание: «Уже в течение двух лет мне то намекали, то порой прямо говорили, что я должна быть благосклонна к Сале — Пеллетье. Началось все в 2000 году во время чемпионата мира в Ницце. В Солт-Лейк-Сити давление стало еще более беспардонным, и мне даже угрожали физической расправой. Тем не менее после исполнения произвольной программы я решила выставить оценки объективно и дала российской паре первое место... Стэплфорд кричала и не давала сказать ни слова, а я находилась в шоке и была близка к истерике. Вскоре британская канадка попросила меня в письменном виде заявить о давлении со стороны французской федерации в пользу россиян, но я это сделать отказалась. Тогда Стэплфорд рассказала обо всем двум членам технического комитета — Гримм и Лундгрен. Это был кошмар для меня, настоящая коллективная агрессия... Я находилась в состоянии глубочайшего транса, аффекта, называйте это как хотите. Меня вывели из равновесия, скажите за это спасибо Стэплфорд. Конечно, я виновата, что потеряла контроль над своими поступками».
Несоломоново решение
Логично предположить, что если была некая сделка, то необходимо рассматривать и вторую сторону вопроса.
Ведь Анисина и Пейзера с преимуществом в один голос опередили российскую пару Ирина Лобачева и Илья Авербух. Тогда получается, что...
Ничего не получается. Покушаться на золото французов никто не посмел. А вот в спортивных парах спустя четыре дня скандала было принято следующее решение: голос француженки аннулировать, после чего провести новую церемонию награждения, объявив чемпионами как россиян, так и канадцев.
Решение главы МОК Жака Рогге и руководителя Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванты иначе как идиотским назвать было трудно. Дело в том, что даже при аннулировании голоса Ле Гунь чемпионами оставались россияне — за ними оставалось преимущество в короткой программе. Но на это просто не обратили внимание.
Китайцы отказались участвовать в фарсе. Наши согласились
В итоге состоялась повторная церемония награждения, на которой присутствовали Бережная с Сихарулидзе и Сале с Пеллетье. А вот бронзовые призеры китайцы Шэнь Сюэ и Чжао Хунбо отказались участвовать в мероприятии, назвав его фарсом.
Когда объясняли, почему Бережная и Сихарулидзе согласились подыграть канадцам, приводился такой довод — в противном случае к россиянам стали бы относиться хуже и принялись бы их засуживать. А вот китайцы не убоялись и были вознаграждены: в 2010 году они стали олимпийскими чемпионами, причем в канадском Ванкувере.
Для спортивной России же история «двойного награждения» стала точкой отсчета падения вниз. Мы показали, что с нами так поступать можно.
А Немову медаль не дали...
Спустя два года, на летней Олимпиаде-2004 в Афинах, разразится скандал в спортивной гимнастике. Когда в упражнении на перекладине россиянину Алексею Немову судьи занизят оценки, зал поднимет настоящий бунт, не давая продолжать турнир. Заметавшиеся арбитры начнут менять выставленные баллы, однако так, чтобы Немов, не дай бог, не оказался на пьедестале. Зрительское восстание продолжалось до тех пор, пока сам Алексей не успокоил присутствующих.
Вот только медали Немов в итоге не получил никакой — ни золотой, ни серебряной, ни бронзовой. Видимо, ему нужно было просто во главе народных масс силой принудить устроителей к своему награждению.
Шутка, конечно. Мы до последнего верили, что в спорте есть какие-то принципы. Как оказалось, напрасно.
Уступив в 2002-м, мы дали понять, что с нами так поступать можно, положив начало процессу, апогей которого наблюдаем сегодня.
И до сих пор некоторые функционеры готовы гнать наших ребят на унижение, как когда-то отправили Бережную и Сихарулидзе.
Кажется, тут всю систему менять надо.