Оценивая результаты последних стартов фигуристов и биатлонистов, АиФ.ru пытается заглянуть в недалекое будущее: до открытия Игр в Пхенчхане — каких-то две с половиной недели.
Фигурное катание: мы хотим всем рекордам...
Чемпионат Европы, который на прошлой неделе покорил Москву, принес сборной России вполне ожидаемый триумф: наши фигуристы взяли 9 медалей из 12 возможных (2 золота, 4 серебра, 3 бронзы). Нет ни одной причины сомневаться в том, что и в Пхенчхане мы будем на виду. И это еще очень деликатная формулировка.
Уровень конкуренции на Олимпиаде будет, конечно, ощутимо выше, но запас прочности у российской школы фигурного катания достаточно велик для того, чтобы вывезти из Кореи плюс-минус 5 комплектов медалей. Ни один другой вид спорта не обещает олимпийским атлетам России столь богатого урожая.
В одиночном женском катании вопрос, по большому счету, стоит так: Евгения Медведева или Алина Загитова? Золотая и серебряная медали — наша законная добыча. В этот спор, по некоторым версиям, способна вклиниться «вечно вторая» канадка Кэйтлин Осмонд (серебро Сочи-2014 и два серебра чемпионатов мира 2013 и 2017 годов), но это очень рискованный прогноз. Осмонд, скорее всего, придется конкурировать за бронзу с третьим номером сборной России Марией Сотсковой.
Дмитрий Алиев обошел Михаила Коляду на чемпионате Европы, заняв второе место в мужском одиночном катании, но подвижек во внутренней иерархии пока не наблюдается. Коляда, чья программа с точки зрения сложности отвечает самым высоким стандартам, считается вполне вероятным претендентом на бронзовую медаль. До серебра и тем более золота ему, конечно, не дотянуться. Московское выступление испанца Хавьера Фернандеса четко подтверждает этот расклад, а ведь есть еще непобедимый в последнее время японец Юдзюру Ханю, канадец Патрик Чан, китаец Цзинь Боян...
Весь пьедестал Евро-2018 в парном катании заняли россияне, но рассчитывать на такой же громкий успех в Пхенчхане как минимум наивно. Евгения Тарасова и Владимир Морозов могут, конечно, «выстрелить», но для этого нужно, чтобы звезды сошлись. Или звезды сошли вдруг с дистанции: например, Суй Вэньцзин — Хань Цун (Китай) и Алена Савченко — Бруно Массо (Германия). Так что бронзовая медаль — вполне трезвый ориентир, причем и для второй нашей пары (Ксения Столбова — Федор Климов) тоже.
И в танцах расклад похожий: 7-кратным чемпионам России, а теперь и серебряным призерам чемпионата Европы Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву придется сражаться не только с целой армией конкурентов, но и собой. После Сочи-2014, где Боброва и Соловьев выиграли командное золото, дела на крупных турнирах у них не больно-то ладятся: пятое место на чемпионате мира-2017, проезд мимо Гран-при.
В командном турнире у россиян два главных конкурента: CША и Канада, и прогнозировать исход этой схватки — занятие совершенно бессмысленное. Слишком многое зависит от так называемых внесоревновательных факторов, в том числе — от точного выбора исполнителей (состав на командный турнир будет объявлен 6 февраля). Но шансы на золото у сборной России, безусловно, есть.
Биатлон: нет команды, нет системы, нет результатов
Олимпиада-2018 может стать для нас в своем роде исторической — к сожалению, со знаком «минус». До сих пор ни одни Игры не обходились без российского биатлонного золота, уж не говоря о медалях более низкого достоинств. Сейчас мы столкнулись именно с такой перспективой.
— Ребята могут выступать лучше, — считает четырехкратный олимпийский чемпион, бывший президент Союза биатлонистов России, а сегодня — самый яростный критик текущего положения дел в виде спорта Александр Тихонов. — Вместо того чтобы набирать форму через старты, они продолжают тренироваться и работать на загрузке. К Олимпиаде думают подойти бодрячком. Мы тоже готовились к чемпионатам мира и Олимпийским играм, но не пропускали и старты по ходу сезона и достойно на них выглядели. А такой биатлон кроме позора и уныния ничего не вызывает.
За всю Россию отдувается нынче один только Антон Шипулин. «Уныние и позор» — это точно не про него, хотя времена, когда Антон чуть ли не в каждой гонке рубился за пьедестал, понемногу забываются. За 6 этапов Кубка мира (а это ровно 2/3 дистанции, больше половины сезона) он натужно собрал три бронзы: две личные и одну в эстафете. Четвертое текущее место в личном зачете Кубка и претензии на третье — максимум, на который Шипулин может пока рассчитывать.
Про девушек вспоминать вообще грустно. Лучшая из наших, Екатерина Юрлова, — на 12-м месте общего зачета Кубка мира, Дарья Виролайнен, — на 52-м, а дальше и смотреть смысла нет. В число десяти лучших за минувшие полсезона заезжали по великим праздникам все та же Юрлова, Татьяна Акимова и Светлана Миронова. Последний подиум женской сборной России датирован декабрем 2016-го. Олимпийскую квоту мы не заполним: вместо 6 спортсменок в итоговую заявку попадут 5...
С 24 по 28 января в итальянском местечке Массерия пройдет совершенно не престижный, но крайне важный для сборной России (с точки зрения формирования оптимального состава) чемпионат Европы. Не будь в календаре этого старта, тренерскому штабу осталось бы только в затылке чесать, ведь на сегодня «железную» олимпийскую прописку имеют только все те же Шипулин с Юрловой, которые выполнили критерии текущего отбора (попадание в топ-15 общего зачета Кубка мира у мужчин и в топ-20 — у женщин). Остальные — на усмотрение штаба, а штаб, судя по запредельному уровню ротации состава на этапах Кубка мира, погружен в тяжкие раздумья.
Так какие, скажите на милость, можно строить медальные планы, если за две с половиной недели до старта в сборной — соревновательный разброд и кадровые шатания? Биатлон — дело, конечно, тонкое, и «поймать» форму можно так же внезапно, как ее растерять, но мы ведь говорим не об истории одного сезона. Все последние годы Россия катится по этой трассе строго вниз. Президент СБР Александр Кравцов, правда, уверяет, что в Корее команда выступит не хуже, чем в Сочи (там у нас было 4 медали, из которых на данный момент осталось лишь 2), да только внятных аргументов почему-то не приводит.