Впервые в истории современного олимпийского движения Международный олимпийский комитет столкнулся с проблемой «выбора наоборот»: найти пристанище для Олимпиады 2026 года намного сложнее, чем можно было себе представить.
То ли будет, то ли нет
Зимние Олимпийские игры 2026 года, 25-е по счету, планируется провести в начале 2026 года. Именно так — «планируется» и «в начале». Более точные даты назвать пока невозможно: ни страна-хозяйка, ни сроки проведения на данный момент неизвестны. Хотя, например, про летнюю Олимпиаду в Лос-Анджелесе, которая состоится двумя годами позже, можно в этом смысле говорить с уверенностью — она пройдет с 21 июля по 6 августа 2028 года.
Проблема? Безусловно, проблема. Она должна разрешиться 23 июня 2019 года на 134-й сессии МОК в Лозанне, но тот факт, что международное олимпийское движение переживает глубокий многосторонний кризис, уже не отменить.
Первая тройка
Поначалу все было, как говорится, пучком. Прием заявок на Игры-2026 начался 16 марта 2017 года, а закончился 16 сентября. 20 с лишним «несерьезных» кандидатов МОК с легким сердцем по ходу дела забанил (традиционная процедура), а в шорт-лист включил три самые, с его точки зрения, функциональные: Стокгольм (Швеция), Калгари (Канада), Милан/Кортина-д’Ампеццо (Италия).
4 октября 2018 года кандидатуры одобрил исполком МОК, 9-го их утвердила сессия, заседавшая в Буэнос-Айресе (Аргентина).
В тройке просматривается явный фаворит — Калгари, поскольку итальянская и шведская заявки априори имеют слабое место: организаторы не смогли вовремя заручиться поддержкой правительств своих стран и, более того, не смогли гарантировать, что такая поддержка реальна в принципе.
Канадцы же продвинулись на шаг дальше: городские власти, вступив в переговоры с федеральным правительством, получили ответ в том смысле, что финансовые вливания не исключены. По оценке заявочного комитета, из государственного бюджета нужно выделить на Игры не менее двух миллиардов долларов, а остальное закроют бюджеты местного уровня, МОК и спонсоры.
Кто заткнет дыру?
Чтобы красиво закольцевать историю, на 13 ноября муниципальные власти назначили референдум, в ходе которого «за» или «против» Олимпиады должны высказаться жители Калгари. Но в начале этой недели вдруг выяснилось, что правительство Канады готово дать лишь половину от необходимой суммы, и ни центом больше.
Дело в том, что федеральное законодательство, оказывается, позволяет выделять на международные проекты, в том числе спортивные, ровно столько средств, сколько готовы вложить местные власти. Олимпийская комиссия Калгари оценивает проведение Игр в 4 миллиарда долларов США, а поскольку провинция Альберта и город Калгари насобирали на двоих чуть больше 800 миллионов, то требовать большего от Оттавы просто бессмысленно.
С учетом же того, что в реальности расходы на подготовку и проведение Игр всегда ощутимо больше, чем в теории (Олимпиада−2018 в Пхенчхане, например, обошлась в 12 миллиардов долларов с лишним), потенциальный дефицит принял совсем уж угрожающие размеры.
Городской совет и заявочный комитет Калгари впали в ступор. Они заседали в поисках выхода из тупика несколько дней чуть ли не круглосуточно, параллельно уведомив премьер-министра Канады Джастина Трюдо о том, что раз нет денег, то и референдум теряет смысл, поэтому вы уж решайте — нужна нам вообще эта чертова заявка или пришло время огорошить МОК отказом.
Дедлайн — 31 октября.
На краю пропасти
И все-таки приемлемые варианты сотрудничества провинции и центру нащупать удалось. Буквально на самом «флажке» федеральные власти согласились финансово поддержать Игры-2026, выделив на эти цели 2,213 миллиарда долларов. Подписи под договором поставили министр спорта Канады Кирсти Данкан, премьер-министр провинции Альберта Рейчел Нотли и мэр Калгари Нахид Ненши.
В итоге 7 членов городского совета Калгари проголосовали за дальнейшее продвижение заявки, 8 — против. Если бы «отказников» было 10, МОК не балансировал бы сейчас на краю пропасти, а уже бы в нее рухнул.
Так что референдум 13 ноября должен состояться. Но как проголосуют внимательно наблюдавшие за возней в верхах горожане, которые ведь тоже не слепые, не глухие и умеют, наверное, считать деньги, — большой вопрос. Поди убеди их в том, что реконструкция трасс и арен (Калгари, напомним, уже принимал зимнюю Олимпиаду — ровно 30 лет назад, в 1988-м) важнее социальных программ!
Если Канада все-таки выйдет из проекта-2026, то же самое с большой долей вероятности сделают и шведы с итальянцами — они же чисто «для мебели», у них ведь денег вообще кот наплакал, и потому их участие в тендере выглядит, в сущности, пустой формальностью.
И вот тогда МОК получит проблему, о последствиях которой лучше вообще не думать.
Хоккей под сокращением?
На фоне проблемы хостинга новыми гранями и смыслами заиграла другая олимпийская история. Она связана с зимней Олимпиадой-2022, которая состоится в Пекине и, не исключено, лишится гвоздя программы — хоккея.
Напомним, что вероятность такого сценария обозначил недавно не кто иной, как президент ИИХФ (Международная федерация хоккея) Рене Фазель. Суть проблемы — в длящихся противоречиях между ИИХФ, МОК и НХЛ, которая не намерена больше отправлять хоккеистов на Олимпийские игры за свой счет и требует компенсаций за всевозможные риски.
Хоккейный турнир Олимпиады-2018 в Пхенчхане, которую НХЛ проигнорировала, мягко говоря, не вызвал восторга у зрителей и спонсоров, повторения такого опыта никто не желает. Поэтому сейчас вопрос стоит ребром: быть ли вообще хоккею в олимпийской семье или пришло время подавать на развод?
Удивительно, что цена вопроса — не миллиарды долларов, как в случае со столицей Игр-2026, а миллионы. Причем не сотни, а десятки. Если конкретно — примерно 30-35 миллионов долларов США, необходимых для покрытия технических издержек: логистику, страховки, проживание, питание и так далее.
Для богатой НХЛ это сущие копейки, но она пошла на принцип и жестко держится избранной линии. ИИХФ готова к компромиссам, но у нее нет лишних денег, ибо МОК выделяет на проведение хоккейного турнира всего 40 миллионов. МОК, в свою очередь, прогибаться под НХЛ и увеличивать финансирование хоккейного турнира категорически не хочет. Звезды НХЛ готовы ехать в Пекин, но кто же их туда пустит? Болельщики мечтают увидеть в деле лучших, но кто же им их покажет?..
Воля ваша, но что-то в МОК, угорающем в допинговых, финансовых, организационных и ментальных кризисах, идет не так. Некогда безупречная репутация и высочайший авторитет олимпийского движения — наша фантомная боль.