Примерное время чтения: 9 минут
11260

«Будто мы проклятые». Почему Шипулину, Ану и Устюгову отказано в Олимпиаде?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Как не остаться без пенсии? 31/01/2018 Сюжет Зимние Олимпийские игры в Пхенчхане
Сергей Устюгов, Виктор Ан, Антон Шипулин.
Сергей Устюгов, Виктор Ан, Антон Шипулин. Коллаж АиФ

Главный спортивный комментатор страны Дмитрий Губерниев в разговоре с «АиФ» пытается понять, кому мы должны сказать «спасибо» за такое олимпийское «движение».

Авось, небось и как-нибудь?

«АиФ»: Давайте вспомним 5 декабря и заседание комиссии Между­народного олимпийского комитета (МОК), на котором Александр Жуков извинялся за нарушение антидопинговых правил российскими спортсменами. Тогда МОК ото­брал у нашей команды флаг и гимн, но нам говорили, что это взвешенное решение и Россию наказали минимально. В январе же оказалось, что больше сотни российских спортсменов отказали в праве  участ­вовать в Олимпиаде. 

Дмитрий Губерниев: Наши спортивные руководители съездили на то заседание, но не просчитали возможные последствия. Я полагал, что после декабря будет реальная работа с МОК. И ведь уважаемый Виталий Георгиевич Смирнов (глава независимой антидопинговой комиссии. - Ред.) рассказывал, что Дик Паунд (член МОК, первый президент ВАДА. - Ред.) хорошо относится к России и т. д. и т. п. Нам говорили: всё будет хорошо. Но оказалось, что стало очень плохо. 

Почему месяц назад решили, что нас пронесло? Ну хоть какие-то достоверные источники у нас должны быть. На что мы надеялись? На авось? Я не говорю про бойкот. Должна же быть у нас какая-то позиция. 

Знаете, глядя на ведомство Сергея Лаврова, ты понимаешь, что сотрудники нашего МИД большие молодцы. Про Вооружённые силы РФ тоже говорить не приходится. А в спорте? Всё, что происходит сейчас, можно было предвидеть несколько лет назад. Но всё профукали. О чём говорить, если в центре всего этого скандала фигура Родченкова (бывший глава Московской антидопинговой лаборатории. - Ред.), которого на Западе считают ценным свидетелем. Он преступник согласно выводам следственных органов РФ. Вопрос лишь в том, как мы этого человека взяли на работу, как мы ему доверяли и как позволили уехать в США? 

- В списке тех, кого не пустят на Олимпиаду, наши звёзды - Устюгов, Шипулин, Ан... Правильно ли я понимаю, что решение по ним уже нельзя оспорить? 

- В суде уже вряд ли. Для этого и вынесены решения так поздно. Всё спланировано. При этом у меня есть ощущение, что причины, по которым каждому из этих спортсменов отказано в Олимпиаде, нам никто не собирается объяснять. Как говорят некоторые члены МОК в эфире норвежских телеканалов: «Спортсмены из России нарушили какие-то правила». 

Я не сомневаюсь: всё происходящее связано ещё и с тем, что российские спортсмены стали показывать отличные результаты. Это, к сожалению, не относится к биатлону. Но практически ко всем остальным видам спорта относится. Наш горнолыжник Павел Трихичев впервые в истории советского и российского спорта поднялся на пьедестал на этапе Кубка мира в комбинации. 

- Тот же Виктор Ан ещё в конце 2016 г. писал письмо в высокие спортивные инстанции с просьбой сообщить, есть ли к нему какие-нибудь допинг-претензии. В ответ была тишина. Почему гром грянул только сейчас? 

- Видимо, потому, что в конце 2016-го Ан плохо выступал и не сильно интересовал кого-то. Я думаю, что в конце 2016-го и Шипулин их не сильно интересовал. А последние гонки показали, что даже при всех проблемах с лыжами, которые были у Антона, он был бы конкуренто­способным на этой Олимпиаде. Они точечно ударили по лидерам, а заодно поставили заслон перед нашей талантливой молодёжью. То есть какие-то молодые лыжники и биатлонисты не могут выступать, потому что, по мнению МОК, у них нет достаточного количества сданных допинг-тестов. Это спланированная акция. И я хочу ещё раз подчеркнуть, что это борьба не с допингом, а борьба с Россией, против нашего спорта. И задача ставится максимальная - обезглавить наш спорт. 

- Есть версия, что на Олимпиаду-2018 пытались не пустить всех россий­ских спортсменов, выступавших в Сочи-2014.

- На фоне происходящего я готов поверить во всё что угодно. Как в басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». 

За нас лишь Отченаш

- А что говорят иностранцы о последних событиях? Те же биатлонисты, например. 

- Биатлонисты молчат. Поддержал только словак Мартин Отченаш. Мой коллега Илья Трифанов обратился с призывом к биатлонной семье отреагировать на происходящее. В ответ - молчание. Думаю, что ничего и не скажут. 

- Почему? 

- Потому, что кончается на «у». В кулуарных разговорах они поддерживают нас часто. Другой вопрос - как это сделать публично, если есть совершенно чёткие указания сверху…

- Когда олимпийское «золото»-2014 отобрали у лыжника Александра Легкова, вы сказали: «Отнимая медаль у него, они отнимают её и у меня». Почему история с Легковым стала для вас самой болезненной?

- Я переживаю за каждую из 13 отобранных у нас медалей Олимпиады-2014. Но ситуация с Легковым - это моя личная боль и моя трагедия. С 1998 г. я хранил стихотворение «Репортаж о лыжной гонке» Роберта Рождествен­ского, чтобы прочитать в честь победы российского спортсмена. Таким спортсменом в Сочи стал Легков. 

- Спортсмены сейчас говорят, что разочарованы в олимпийском движении.

- И моё отношение, конечно, изменилось. Потому что есть вещи, которые я не могу понять. Мне всегда казалось, что есть какие-то демократические процедуры, но их нет. Правила становятся неведомыми, объяснять никто ничего не собирается. Если у русского было в далёком прошлом допинг-нарушение, то ему отказ. При этом американцы, ранее дисквалифицированные за допинг, продолжают выступать как ни в чём не бывало. Это типичные двойные стандарты. 

Помните, в своё время были попытки борьбы со знаменитой лабораторией Balco, снабжавшей американских спортсменов допингом? Тот же Макларен (глава независимой комиссии ВАДА. - Ред.), по-моему, что-то пытался расследовать. Но ему быстро объяснили: ты лезешь не в свою епархию. То же самое можно сказать и про велогонщика из Великобритании Криса Фрума, который превысил в 2 раза дозу противоастматического препарата. И всё ОК - «это случайность». Тренер британского бегуна Мо Фара замешан в допинг-историях. И тоже молчание. Масса таких историй.

Отстранённые  спортсмены - о ситуации

Шорт-трекист Виктор Ан: «Мои первые Олимпийские игры были ещё в 2002 г. И нынешние, в Пхёнчхане, должны были стать особенными в моей карьере сразу по нескольким причинам. Но за 2 недели до старта Олимпиады я узнал, что олимпийское движение не считает меня спортсменом, заслужившим принять в них участие, и при этом не объясняет почему...»

Биатлонист Антон Шипулин: «Олимпийские игры - моя мечта, и я шёл к этой цели через сотни и тысячи трудностей, пот и кровь. Я ни разу за спортивную карь­еру не давал повода усомниться в том, что я чист, я всегда остерегался пить даже обычные витамины. И от этого мне ещё тяжелее принять происходящее. Полдня я был убит горем после этой страшной новости. Вскоре я понял, что ни в коем случае не стоит опускать руки. Жизнь на этом не заканчивается, и нужно идти дальше. Нужно бороться за своё имя до конца».

Лыжник Сергей Устюгов: «История с моими друзьями и коллегами (Белов, Легков, Вылегжанин), дисквалифицированными МОК, заставляла меня задуматься. В их чистоте я уверен, как в своей... Именно поэтому я не был уверен, что со мной не поступят подобным образом. Я был разочарован в олимпийском движении... И на этот раз я не буду переживать, а продолжу делать свою работу и получать от этого удовольствие. На Олимпийских играх жизнь не заканчивается, будут другие соревнования, где мы будем выигрывать и доказывать, что мы - русские, мы - сильные, мы - чистые».

Конькобежец Павел Кулижников: «Если применить критерии, которые применяют к нам, на Олимпиаду наберётся со всего мира 100 человек максимум. Люди наглые, не берут чистых спортсменов просто потому, что они родились в России, будто мы проклятые какие-то. Те, кто выиграет медали, будут знать, что половины спортсменов не было. Это не Олимпиада. Это лажа какая-то. Я даже её смотреть не буду: побороться между собой приехали, чемпионат Голландии устроить? Цена этой медали будет нулевая».

Цифры и факты

■ МОК допустил к соревнованиям на Олимпиаде 169 россий­ских атлетов. Самые большие потери в биатлоне и конькобежном спорте. Для сравнения: в Южную Корею отправятся 242 американских спортсмена (самое большое количество участ­ников от одной страны за всю историю зимних Олимпиад).

■ Помимо спортсменов МОК «почистил» и персонал. По предварительной информации, в Пхёнчхан-2018 не смогут поехать 22 тренера и 6 медиков.

■ 40 отстранённых россий­ских спортсменов обратились в суд, чтобы оспорить недопуск к Играм. Решения по ним начнут озвучивать с 30 января. Теоретически в случае победы в суде их можно будет попытаться дозаявить на Игры до 5 февраля.

■ МОК опубликовал правила поведения для спортсменов из России на Играх-2018. Так, они обязаны представляться только как «олимпийский атлет из России» («ОАР»). Они могут повесить флаг России в своей комнате в Олимпийской деревне, но только после согласования с МОК. Также спортсменам запрещено участие в альтернативных церемониях награждения, поэтому на Олимпиаде впервые с 1994 г. не будет организован «Русский дом».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы