3 мая 1942 года на куйбышевском стадионе «Локомотив» состоялось открытие летнего спортивного сезона. В этот день на футбольное поле впервые вышла команда, которой предстояло стать главным городским клубом «Крылья Советов».
Футболисты в рабочих спецовках
Решение о создании в Куйбышеве футбольной команды было принято в апреле, когда была в разгаре наступательная фаза битвы за Москву и фашисты начали терпеть первые серьезные поражения. Основой команды должны были стать спортсмены, эвакуированные вместе с авиационными заводами из Москвы, Воронежа и других городов. Распоряжение об этом отдал заместитель наркома авиационной промышленности СССР Петр Дементьев. На предложение вернуть некоторых столичных футболистов домой Петр Васильевич ответил, что было бы неплохо организовать из них сильную команду в Куйбышеве. 3 мая команда «авиаторов» выйдет на поле «Локомотива». Но пока ее только предстояло собрать.
Парадокс заключался в том, что заводские спортсмены не имели возможности заниматься спортом, — некогда! В те годы членами футбольных команд были обычные рабочие и служащие, без которых производство не могло обойтись: фронту были нужны самолеты. Поэтому освобождать футболистов от работы никто не собирался. Могли разве что отпустить на часок пораньше. Хорошо, если удавалось потренироваться раз в неделю. Но и это время нужно было как-то выкроить.
Еще одна сложность — члены команды работали на разных заводах. Костяк состоял из сотрудников заводов № 1 имени Сталина, № 18 имени Ворошилова и № 24 имени Фрунзе (сейчас это крупнейшие самарские предприятия «РКЦ „Прогресс“», «Авиакор» и ПАО «Кузнецов»). Команда была несыгранной, кроме того, многие сильные футболисты успели уехать из Куйбышева в Москву. И вот тут пора начинать рассказ о людях, без которых спортивный праздник 3 мая 1942 года был бы не таким ярким и не вошел бы в историю.
Становление команды
«Пестрая» команда авиаторов досталась тренеру Александру Абрамову. До войны он работал в московских «Крыльях», куда пришел в 1934 году. Естественно, что новую команду куйбышевских авиазаводов «по отраслевому принципу» приписали к спортивному обществу «Крылья Советов». И доверили Абрамову, который тогда работал производственным диспетчером в одном из цехов завода № 24.
Удалось ли ему создать сильную команду? Да! Перед началом спортивного сезона 1942 года времени у тренера было слишком мало. Неудивительно, что 3 мая «авиаторы» проиграли опытным железнодорожникам. Но очень скоро новая команда себя показала: 10 мая «Крылья» стали победителями весеннего блиц-турнира, а весенне-летний чемпионат завершили в звании чемпионов города, разделав тот же «Локомотив» с сухим счетом 5:0.
В будущем Абрамову предстоит стать одним из авторов тактики, получившей название «волжская защепка». Заключалась она в повышенном внимании к физической форме футболистов, их самоотдаче. Они успевали хорошо играть и в защите, и в нападении. Как результат — могли оказывать достойное сопротивление даже очень сильному сопернику.
После войны Александр Абрамов руководил куйбышевской командой в 1947-1952 и 1958-1960 годах. При нем «Крылья» добились своего лучшего результата: четвертого места в высшей лиге. Это произошло в 1951 году.
Герои на поле — герои на фронте
Из всего состава команды, которая вышла на поле 3 мая, достоверно известен только один: центрфорвард Сергей Румянцев, который работал секретарем Кировского райкома ВЛКСМ. Белых пятен в истории самарского футбола достаточно. И это при том, что футбол — «спорт миллионов». Например, про участника сезона 1942 года — команду капитана Волкова — даже не удалось выяснить, к какому ДСО или заводу она относилась. Вносит путаницу и манера тех лет не указывать имена и инициалы. Установить, где работал условный «футболист Кузнецов», теперь невозможно: на одном заводе могли значиться десятки рабочих с такой фамилией. А заводов на Безымянке было много.
«Локомотиву» повезло гораздо больше. За него играли настоящие звезды, причем не только куйбышевские: Владимир Савдунин, Виктор Мурзин, Юрий Чайко, Олег Макаров. Для них это было лишь началом долгой спортивной карьеры. Капитан железнодорожников Константин Иванов, естественно, входил в число звезд: три красивых гола «авиаторам» за один матч! К сожалению, у болельщиков послевоенной поры уже не было возможности наградить его аплодисментами: Константин Иванов погиб на фронте. Второй бомбардир «Локомотива» — Савдунин — тоже станет героем-фронтовиком. Его дальнейшая жизнь достойна отдельной книги.