В российском футболе очередной форс-мажор. ФК «Ростов», входящий в группу лидеров чемпионата России-2019/2020, вскоре может лишиться практически всего руководства, а также ведущих игроков. Причина — финансовые проблемы.
«Финансовая блокада может убить клуб»
Первоначально информацию о нездоровой ситуации вокруг «Ростова» распространили журналисты со ссылкой на свои источники. Затем ее подтвердил главный тренер ростовской команды Валерий Карпин.
«Надеюсь, теперь те, кто умеет читать между строк, вспомнят мои слова в ответ на вопросы про чемпионскую гонку, про Лигу Европы, про Кубок России. Не считаю, — исходя из нашей ситуации — что вообще об этом можно говорить. Нам нужно понимать свою ситуацию и говорить об этом, — заявил тренер в интервью „Спорт-Экспрессу“. — До этого момента я молчал, а ситуация оставалась внутри клуба. Сейчас информация получила огласку, сохранять безмолвие дальше нет смысла. Надо об этом говорить».
По словам Карпина, футболисты уже в течение трех месяцев не получают зарплату. Ситуацию, сложившуюся вокруг клуба, наставник называет «финансовой блокадой»: «Она может просто убить клуб. По тому, что знаю и слышал, все так и есть, и никто не просит сверх того, что было обещано».
В интервью «Спорт-Экспрессу» Карпин назвал человека, который, по его мнению, несет ответственность за происходящее: это первый вице-губернатор Ростовской области Игорь Гуськов. «После его правления остались миллиардные долги. Их в течение всего времени нынешний президент погашает, пытаясь вывести клуб на стабильный уровень. Но без поддержки правительства области, которое является акционером „Ростова“, стабилизация нереальна. Все обещания, которые давались, не выполнялись», — заявил тренер.
По словам специалиста, если в ближайшее время ситуация не поменяется, уже к концу года «Ростов» могут покинуть президент клуба Арташес Арутюнянц, спортивный директор Алексей Рыскин, целый ряд ведущих игроков, да и сам Карпин.
Конкурент из низшей лиги
В настоящее время ФК «Ростов» занимает третье место в РПЛ, отставая от лидера («Зенита») на шесть очков, а от идущего на втором месте московского «Локомотива» — на одно.
За последние несколько лет «Ростов» добился существенных успехов: выигрывал Кубок России, финишировал вторым в чемпионате, играл в групповом турнире Лиги чемпионов, выходил в 1/8 Лиги Европы. Да и сейчас, повторим, положение клуба с точки зрения спортивных результатов довольно благополучное. Несмотря на это, команда оказалась на грани краха.
Некоторые эксперты, правда, полагают, что Карпин сознательно сгущает краски и его нынешнее выступление — попытка добиться от властей дополнительной помощи «Ростову». Клуб, например, хотел бы получить под свой контроль построенный к чемпионату мира-2018 стадион «Ростов Арена». Кроме того, «Ростов», возможно, действует превентивно, пытаясь предотвратить уход симпатий власти к другой ростовской команде: СКА.
Вышеупомянутый первый вице-губернатор Ростовской области Игорь Гуськов стал президентом армейцев, привел к ним нового серьезного спонсора. Кроме того, владельцем команды стала настоящая звезда российского уровня: рэпер Баста, оплативший все долги клуба и вложивший в него 10 миллионов рублей.
Сегодня армейцы играют в ПФЛ, третьем по значимости дивизионе российского футбола, но вице-губернатор Гуськов заявил о намерении «возродить былую славу ростовского СКА».
Это означает, что как минимум часть потенциальных спонсоров, а также часть бюджетных средств уйдет от «Ростова». Радовать представителей команды, включая ее главного тренера, это, конечно, не может.
Как карета превращается в тыкву
Российский футбол для непосвященного человека — явление загадочное и совершенно непонятное. Да, во всем мире футбольные клубы могут испытывать финансовые проблемы и даже разоряться. Но у нас все доведено до абсурда.
В 2011 году российский миллиардер Сулейман Керимов купил махачкалинский «Анжи». Команда всего через несколько месяцев превратилась в главного поставщика новостей мирового спорта. «Анжи» заключал контракты не только с лучшими российскими звездами, но и со всемирно известными футболистами, такими, как бразилец Роберто Карлос и камерунец Самюэль Это`O. Возглавил команду знаменитый голландский тренер Гус Хиддинк.
В сезоне-2012/13 ФК «Анжи» стал финалистом Кубка России и выиграл бронзовые медали чемпионата. Но уже летом 2013 года Сулейман Керимов стал сокращать расходы на команду, а затем и вовсе отказался от нее.
Карета стремительно превратилась в тыкву, и ныне «Анжи» идет на предпоследнем месте в группе «Юг» чемпионата ПФЛ.
Есть и более фантастический пример. В 2013 году в Ленинградской области был создан футбольный клуб «Тосно». Уже в 2017 году команда выступала в Премьер-лиге чемпионата России и сенсационно завоевала Кубок страны.
Казалось бы, история коллектива только начинается. Но выяснилось, что у «Тосно» нет финансовых ресурсов, а инвесторам клуб неинтересен. В 2018 году коллектив прекратил свое существование. Вместо него в Ленинградской области создали команду «Ленинградец», ныне выступающую в первенстве ПФЛ.
Количество российских клубов, демонстрировавших хорошие спортивные результаты, однако исчезнувших или упавших на самое дно отечественного футбола по финансовым причинам, весьма велико.
Чемпион России-1995 «Алания» (Владикавказ) предпринимает очередную попытку возрождения, играя в ПФЛ. Московское «Торпедо», трехкратный чемпион СССР и шестикратный обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка России, после долгих мытарств по низшим лигам пытается вернуться в элиту, однако нынешние владельцы очень осторожно говорят на эту тему, опять-таки указывая на финансовый вопрос. На самом дне сейчас и гремевший некогда подмосковный «Сатурн».
От советской эпохи — к деньгам олигархов
И вот парадокс: в советские времена, когда футбол у нас считался любительским, подобного развала команд не было и в помине. Потому что не могли правоохранительные органы оставить без средств к существованию родное «Динамо» во всех его реинкарнациях, Министерство обороны не отступалось от ЦСКА, завод ЗИЛ холил и лелеял «Торпедо», профсоюзы горой стояли за «Спартак» и т. д. и т. п.
В наши времена прежняя система вроде бы исчезла, но и с новой как-то не сложилось. Самыми заинтересованными в российском футболе лицами в 1990-х стали... бандиты. Практически за каждой российской командой стояли «авторитетные» ребята, решавшие вопросы с поиском финансов, продажей игроков и т. д. Кое-где эта история актуальна и по сей день.
В начале 2000-х иметь свою команду стало модно среди российских олигархов, что привело к резкому росту бюджетов и зарплат у футболистов. А когда ЦСКА и «Зенит» поочередно выиграли Кубок УЕФА, показалось, что футбольная Россия вступила в новые времена.
Но чуда не произошло. Наш футбол по-прежнему не является товаром, который кого-то интересует.
Российский футбол не продается. Он никому не нужен
Чтобы было понятно, о чем речь, вот вам несколько цифр. Английская футбольная премьер-лига продает телеправа на показ матчей, получая 2,27 млрд евро в год. Итальянская Серия А получает чуть более 1 млрд евро. Испанская Примера — 0,94 млрд евро. Германская Бундеслига — 0,75 млрд евро. Доходы эти делятся на клубы, и в Англии даже аутсайдер в год получает более 113 млн евро.
Да что там англичане, испанцы, немцы! Главная футбольная лига Турции в год зарабатывает на ТВ 286 млн евро.
Доход Российской премьер-лиги — 1,5 млрд рублей. Это на одном уровне с таким фантастически интересным турниром, как чемпионат Польши. Вот только зарплаты у польских футболистов на порядок меньше.
Говорить о доходах от билетной программы и продажи фан-атрибутики и вовсе не хочется, а то станет совсем грустно.
Голубая мечта российских футбольных менеджеров — вывести бюджет в «ноль». Ну это у тех, кому не все равно. Остальные же попросту осваивают выделенные средства, не задумываясь о завтрашнем дне.
Российский футбол — это такая огромная труба, в которую вылетают деньги отечественных богачей вперемешку с бюджетными ассигнованиями.
Последнее обстоятельство критикуется давно, причем на самом высоком уровне. Но ситуация не меняется.
«Социальный проект»
Выглядит это примерно так. В некоем регионе появляется руководитель, который благоволит футболу. На команду из бюджета сразу же выделяются большие деньги, под гарантии властей берутся огромные кредиты, местные бизнесмены, дабы подружиться с властью, тоже вносят свою лепту. При этом деятельность команды не окупает порой даже 10% вложенных средств.
Идет время, долги копятся, а потом руководитель в регионе меняется. Новый, к примеру, любит хоккей. Или спортивную ходьбу. Или городки. Или вообще мечтает о том, чтобы местный коллектив бабушек удивил Европу. Главное, что он не считает нужным тратить средства на футбольную команду.
После этого еще вчера гремевший коллектив оказывается банкротом, игроки разъезжаются в другие команды, менеджеры ищут новые места для освоения средств.
И происшедшее никого ничему не учит. Спустя время в том же регионе снова может появиться губернатор, влюбленный в футбол, и история в точности повторится. А когда граждане начнут возмущаться бросанием денег на ветер, им расскажут, что профессиональный футбольный клуб — «это социальный проект и социальная ответственность».
Вы разве не знаете, что вот эти парни, бьющие людей по головам стульями в кафе, снюхивающие дорожки кокаина и пытающиеся отсудить у собственных жен и детей по 200 миллионов рублей, — это глубоко социально ответственные граждане?
Это не лечится?
В отечественном футболе спокойно себя чувствовать могут лишь единицы. Те, над кем простирается спасительная тень мощной непотопляемой корпорации. «Зенит» защищен силой «Газпрома», «Спартак» — устойчивостью «Лукойла», «Локомотив» будет стоять, пока живы Российские железные дороги... Правда, и тут есть пусть минимальный, но риск, что топ-менеджеры перейдут с футбола на городки.
Есть, конечно, отчаянные, пытающиеся жить по средствам и одновременно чего-то добиваться чудаки вроде боссов ЦСКА и «Краснодара».
А что до остальных, то они в любой момент могут оказаться в роли «Анжи», «Тосно» и всех других, кто пережил истории расцвета и заката.
И проще поверить в то, что сборная России выиграет чемпионат мира, нежели в коренные изменения в нынешнем положении вещей.