Товарищеские (они же контрольные) матчи уходят в прошлое. Им на смену движется Лига наций. АиФ.ru — о том, кто всю эту историю выдумал, в чём её смысл и кому она выгодна.
Право рождения
Бывший президент УЕФА и несостоявшийся президент ФИФА Мишель Платини, отлучённый от футбольной деятельности на 6 долгих лет, винит во всех своих бедах Йозефа Блаттера. «Блаттер — наибольший эгоист, которого я встречал в жизни, — заявил Платини в интервью Le Monde. — Он верил в то, что доживёт до старости на своей должности (президента ФИФА. — прим. АиФ.ru), умрёт и будет похоронен в ФИФА. Когда начался скандал, Блаттер принялся топить всех вокруг, надеясь спасти свою шкуру. Мне он прямо сказал, что сделает меня „последним скальпом в своей коллекции“. Я знал, что он всячески старается запятнать мое имя, однако ничего не мог с этим поделать».
Скорее всего, Платини несколько упрощает ситуацию: его деятельная и даже революционная натура не устраивала очень многих. Футбол слишком консервативен, чтобы им управлял реформатор, поэтому Мишелю в нужный момент сказали «стоп». Одна из последних идей, которую Платини не только родил, но и успел раскрутить до нужных оборотов, — новый турнир под эгидой УЕФА, который начнётся сразу после окончания чемпионата мира в России. Имя ему — Лига наций.
Как это сделано?
Стартуй Лига наций, например, в 2016, самыми убеждёнными её адептами по первому запросу стали бы РФС и главный тренер сборной России, ибо суть мероприятия — фактическая отмена товарищеских матчей. Наша сборная страдает сегодня именно от этого: пока весь футбольный мир занимается реальным делом, обеспечивая себе участие в чемпионате мира-2018, мы, хозяева будущего турнира, наблюдаем за ними со стороны, пропуская по два-три-четыре мяча от Коста-Рики, Кот-д’Ивуара и Бельгии.
Разница между официальными матчами и товарищескими (главный тренер сборной России Станислав Черчесов предпочитает термин «контрольные», как бы придавая им больший вес) огромна. Именно для того, чтобы ее нивелировать, и придуман новый турнир.
55 европейских сборных делятся на четыре дивизиона с возможностью повышения или понижения (лучшие команды низших дивизионов по итогам турнира заменяют неудачников в высших). В дивизионах A и B сыграют по 12 сборных, в дивизионе C — 15, в дивизионе D — 16. В свою очередь, дивизионы делятся на группы: по три-четыре команды в каждой.
Если бы окончательная расстановка сил определялась сегодня, расклад по дивизионам выглядел бы так:
Дивизион A: Германия, Франция, Португалия, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Италия, Хорватия, Польша, Исландия, Босния и Герцеговина.
Дивизион B: Ирландия, Россия, Австрия, Швеция, Словакия, Уэльс, Украина, Нидерланды, Северная Ирландия, Чехия, Турция, Венгрия.
Дивизион C: Греция, Румыния, Словения, Израиль, Сербия, Дания, Болгария, Албания, Шотландия, Черногория, Норвегия, Литва, Азербайджан, Кипр, Армения.
Дивизион D: Эстония, Финляндия, Белоруссия, Грузия, Фарерские острова, Латвия, Македония, Казахстан, Молдавия, Люксембург, Лихтенштейн, Косово, Мальта, Андорра, Сан-Марино, Гибралтар.
Окончательная жеребьёвка и утверждение календаря матчей запланированы на ноябрь 2017 года (сразу после окончания квалификационного турнира чемпионата мира). Групповой этап подразумевает 6 игровых дней: в сентябре, октябре и ноябре 2018 года. Титул чемпиона разыграют участники дивизиона А в так называемом «Финале четырёх» (июнь 2019). Матчи плей-офф между лучшими командами других дивизионов состоятся в марте 2020, но тут уже на кону не титул, а совсем иные ценности.
Главная мотивация — дополнительные путёвки на чемпионат Европы 2020 года. По итогам традиционного отборочного турнира на первенство континента поедут 20 сборных, а ещё четыре команды смогут просочиться туда именно через Лигу наций. Причём каждому из дивизионов гарантирована одна путёвка: даже тому, в котором тесно от футбольных «карликов». В случае если все участники дивизиона (например, сильнейшего по составу — А) пробьются на Евро-2020 через официальную квалификацию, вакансия отдаётся команде из следующего по уровню дивизиона.
Если опыт будет признан удачным, история повторится: второй розыгрыш Лиги наций стартует осенью 2020. Правда, с существенной поправкой: на 2022 запланирован чемпионат мира, а не Европы. «Те же принципы в отношении Лиги наций и европейской квалификации будут применены в отборочной кампании чемпионата мира 2022 года, только с учётом другого количества путёвок и дат финального турнира», — более детальных сведений УЕФА пока не предоставляет.
Кому это выгодно?
УЕФА. Маркетинговые возможности нового турнира неизмеримо выше классических «товарняков». Лига наций, несмотря на полуофициальный характер, позиционируется как турнир с серьёзной интригой, стало быть, его можно будет очень хорошо продать.
«УЕФА считает очень удачными проектами Лигу чемпионов и Лигу Европы, поэтому они решили пойти этим же путём и со сборными командами, создав Лигу наций, — цитирует ТАСС президента РФС Виталия Мутко. — Сейчас существует два отборочных цикла: к чемпионату Европы и чемпионату мира. Лига наций создана, для того чтобы у сборных не было проходных товарищеских матчей, а был полноценный турнир, который также будет влиять на рейтинги сборных. Всё направлено на то, чтобы создать единый продукт, бренд и консолидировать права на это соревнование».
Середнякам и аутсайдерам. Сложно представить, чтобы сборная, например, Казахстана проникла на Евро-2020 через традиционную квалификацию. В Лиге наций её шансы ощутимо выше, поскольку конкуренты вроде Белоруссии и Македонии будут, скорее всего, «заточены» именно на официальный отборочный турнир. Для тех, у кого дела в квалификации пойдут неплохо, Лига наций по определению обретёт статус тренировочного полигона. Это шанс для «серых лошадок».
Временным неудачникам. Подходящий пример — сборная Нидерландов, которая проехала мимо чемпионата Европы 2016 года. Пострадали от этого все. Как минимум потому, что у «оранжевых» — лучшая в мире группа поддержки: и по количеству, и по качеству. Голландские болельщики — непременный атрибут любого крупного турнира, так что их отсутствие минувшим летом во Франции ощущалось очень остро. Лига наций даёт шанс подкорректировать подобные нелепости.
Национальным федерациям. Поиск спарринг-партнёров — занятие достаточно хлопотное, ибо календари ведущих сборных расписаны, как правило, на пару лет вперёд. Для того чтобы заманить, например, в Россию команду Бельгии на недавний товарищеский матч, РФС пришлось взять на себя не только все сопутствующие расходы, но и приплатить соперникам порядка 300 тысяч евро. Жёстко регламентированный календарь Лиги наций позволяет заниматься планированием на новом качественном уровне. Другое дело, что круг потенциальных соперников ограничен по определению, а представители других континентов — например, бразильцы — станут теперь в Европе достаточно редкими гостями.
Единственной пострадавшей стороной в итоге становятся клубы. Увеличение количества и повышение статуса матчей национальных сборных — тот самый «подарок», которого клубы хотели бы избежать. Для них новый турнир — сплошная головная боль, а также неизбежные финансовые и имиджевые потери: даже короткие вызовы лидеров в свои национальные сборные сопряжены с травмами. Этой войне уже много лет, а включение в календарь УЕФА нового турнира только добавляет ей огня.