Одна из главных новостей мирового футбола во вторник 28 октября — оглашение ФИФА списка из 23 фамилий футболистов, которые будут претендовать на «Золотой мяч», вручаемый по итогам года лучшему игроку планеты.
Конечно, среди кандидатов есть и четырёхкратный обладатель награды Лионель Месси, и прошлогодний триумфатор Криштиану Роналду, и вечный неудачник Андрес Иньеста, и даже баловень судьбы, проваливший чемпионат мира по футболу, — бразилец Неймар. Все эти игроки баснословно богаты. Зарплаты Роналду, Месси и Неймара находятся где-то рядом с отметкой в 20 миллионов евро в год. Скромный Иньеста — и тот зарабатывает примерно 12 миллионов евро в год, если верить прессе.
Но есть в списке из 23 фамилий и имена игроков, которые, если судить по их гонорарам, вполне могли бы пополнить ряды таких российских клубов, как «Зенит» из Санкт-Петербурга или, например, московское «Динамо».
Неудачник из «Ювентуса»
Вот уже почти год по бескрайним просторам интернета гуляет рейтинг самых высокооплачиваемых игроков российской футбольной Премьер-лиги. Вряд ли кто-то даст руку на отсечение за его точное соответствие суммам, указанным в контрактах игроков, но наверняка суммы, если и отличаются, то не очень сильно.
Так вот, если верить этому рейтингу, то надежда сборной России на домашнем чемпионате мира 2018 года, самый перспективный форвард страны, вундеркинд, «золотое дитя» отечественного футбола, нападающий московского «Динамо» Александр Кокорин является самым высокооплачиваемым россиянином в нашем чемпионате, ежегодно зарабатывая только по контракту порядка 5 миллионов евро в год. Инсайдеры дают чуть более точную цифру, якобы даже указанную в контракте игрока, — 20 миллионов 350 тысяч рублей в месяц. В итоге то на то примерно и выходит — примерно 5 миллионов евро в год.
Да, это в четыре раза меньше, чем зарабатывает Криштиану Роналду. Но давайте не будем сравнивать бомбардирские подвиги этих двух игроков — разница в забитых мячах, скорее всего, будет даже больше, чем в годовых доходах.
Лучше сравним Кокорина с кем-нибудь из середины списка претендентов на «Золотой мяч», с одним из 23 лучших игроков планеты. Например, с полузащитником туринского «Ювентуса» Полем Погба, признанным в прошлом году лучшим молодым игроком мира. Ещё в начале октября Поль получал ровно в пять (!) раз меньше, чем Александр Кокорин, — 1 миллион евро в год. В конце месяца он договорился о подписании нового контракта с самым титулованным клубом Италии — до 2019 года. Но даже новым гонорарам игрока, а с ноября он будет зарабатывать 3,2 миллиона евро в год, далеко до тех сумм, которые получает Александр Кокорин, — и это ещё не считая премиальных, которые в нашей стране отнюдь не самые маленькие, и налогов, на которые, наоборот, в Италии смотрят с завистью.
Да что там Кокорин. Над новой зарплатой Поля Погба могут посмеяться и ещё пара игроков московского «Динамо», которым владеет банк с государственной долей ВТБ: Юрий Жирков и Игорь Денисов. Если верить сообщениям прессы, зарплата каждого из них составляет 4 миллиона евро в год без учёта премиальных.
Зато Поль Погба наконец-то обошёл звёздного голкипера питерского «Зенита» Вячеслава Малафеева, годовая зарплата которого, согласно тому же самому рейтингу, составляет 2,6 миллиона евро в год. Возможно, российский вратарь и входил бы в число претендентов на «Золотой мяч», но ему для этого надо было выходить на поле чуть чаще трёх раз за календарный год.
Но вряд ли обогнанному французом Малафееву стоит печалиться. Во-первых, после вычета налогов у него получится даже больше, чем у француза. Во-вторых, у него есть ещё целый ряд преимуществ. Он проводит много времени со своей семьёй, занимается бизнесом по продаже недвижимости, периодически отвлекается на продюсерскую деятельность, а также продолжает снимать собственное реалити-шоу о своей жизни. Да, иногда приходится играть в футбол. Но если посчитать поминутно, то каждая из 106 минут, которые игрок провёл на поле в составе «Зенита» в прошлом сезоне, стоила клубу порядка 24582,3 евро. В этом сезоне Малафеев пока появился на поле лишь раз, проведя там 90 минут. Даже самый высокооплачиваемый футболист мира Криштиану Роналду позавидовал бы такому показателю. Его 5219 евро за минуту — ничто по сравнению с мечтами, сбывающимися у Вячеслава Малафеева.
И как тут не вспомнить Артёма Дзюбу, который, если верить слухам, хочет зарабатывать в московском «Спартаке» 3,5 миллиона евро в год. Наверняка россиянин равняется на Поля Погба. Но если у Погба всё ещё впереди, то для 26-летнего нападающего красно-белых этот контракт может оказаться последней возможностью сорвать куш — вот он и требует зарплату повыше, чем у претендента на «Золотой мяч».
Дорогие наши легионеры
Но что мы всё о Кокорине да о Малафееве. В России играет огромное число легионеров, заработной плате которых позавидовал бы и Поль Погба, и ряд других кандидатов в лучшие футболисты мира. Только навскидку, в России больше пресловутого Погба зарабатывают: Халк, Витсель, Кураньи, Чорлука, Данни, Буссуфа... все они, кстати, играют за клубы, которыми владеют либо полностью государственные компании, либо структуры с немалой долей государственной собственности, — «Зенит», «Динамо», «Локомотив».
Кроме Поля Погба, не сбылись они и у вратаря лондонского «Челси», принадлежащего Роману Абрамовичу, бельгийца Тибо Куртуа, также претендующего на «Золотой мяч». Даже после подписания нового контракта звезда Лиги чемпионов и чемпионата Испании прошлого сезона, человек, переигравший сборную России на «Маракане» на чемпионате мира в Бразилии, зарабатывает лишь 5,2 миллиона евро в год — цифра, над которой Кураньи на пару с Халком хохотали бы в голос.
Меньше этой весёлой парочки легионеров, вкупе с Александром Кокориным, не так давно зарабатывал и ещё один претендент на звание лучшего игрока мира — чемпион мира, чемпион Германии, обладатель Кубка чемпионов и Кубка Германии, бывший полузащитник «Баварии» Тони Кроос. В своём немецком клубе он получал «смешные» 4,5 миллиона евро в год. И только после перехода в щедрый мадридский «Реал» этим летом его гонорары выросли до приемлемых 12 миллионов евро в год.
Оставляем позади Кураньи и его зарплату. Но не забываем о провалившем чемпионат мира бразильце Халке с его 7 миллионами евро в год плюс премиальные. Смотрим на список лучших футболистов мира и понимаем, что ещё как минимум двое из них получают не больше обрусевшего бразильца. Так, один из героев сборной Голландии и главных творцов побед «Баварии» последних лет Арьен Роббен в своем клубе зарабатывает те же 7 миллионов евро в год. Но и он может позавидовать Халку, ведь в России подоходный налог на порядок ниже, чем в Германии.
Точно такая же арифметика касается и другой звезды «Баварии», чемпиона мира 2014 года, одного из главных вдохновителей немецкого триумфа вратаря Мануэля Нойера, которого уже сегодня называют одним из главных претендентов на звание лучшего футболиста мира. Если награда достанется Нойеру, то он станет вторым в истории голкипером, удостоившимся «Золотого мяча», после советского стража ворот Льва Яшина. Но даже такой высокий статус не позволяет лучшему вратарю планеты зарабатывать больше Халка — те же 7 миллионов евро в год при «грабительском» немецком налогообложении.
Выводы? Пусть их каждый сделает для себя сам. Некоторые могут посчитать, что мы сильно переплачиваем нашим футбольным звёздам. Другие же в очередной раз посетуют на антироссийский заговор в мировом футболе, мол, зажимают представителей чемпионата России, не дают им «Золотой мяч» выиграть...