Примерное время чтения: 9 минут
461

Андрей Малосолов: Верните деньги за «Анжи»!

Игроки «Анжи». Фото: РИА Новости

«Новая история» клуба ставшая следствием решения ключевого акционера, Сулеймана Керимова, если абстрагироваться от тонкостей его бизнеса, показывает уязвимость политики монопольного владения командой. Все дело в том, что акционер не обязан давать условному, да и реальному клубу, письменные обязательства. Мол, обязуюсь, в ближайшие 10 лет осуществлять такие-то расходы на клуб в размере таком-то. Президент — акционер решил, и будет Роберто Карлос. Решил — и будет у него «Бугатти». Захотел, и послал за Самюэлем Это’О личный самолет.

А захотел, и сменил курс. Распродав всех звездных футболистов, решив ориентироваться на молодых дагестанских игроков. Официальных обязательств перед городом, регионом и футбольной общественностью у Керимова нет. Собственно, такие же случаи происходят во многих странах, и во многих футбольных чемпионатах. Аналогичная история произошла с испанской «Малагой», в которой арабский шейх тоже решил сменить курс. Возможно, то же самое со временем произойдет и с ПСЖ, и даже «Манчестер Сити», но там, правда, слишком неплохие прибыли от реализации коммерческой деятельности клубов и телеправ, чтобы бросать такой бизнес.

Сулейман Керимов и Роберто Карлос. Фото www.russianlook.com

Не стоит осуждать Сулеймана Керимова за смену курса. В конце концов, это лишний раз доказывает, что в современном футболе необходимо ориентироваться на современные же механизмы извлечения прибыли, работы с болельщиками, деятельности маркетинговых служб.

Но с другой стороны, если с контрактами футболистов и тренеров все ясно — все они получат положенные по договору деньги, компенсации, будут проданы в клубы России и других стран. Иначе нельзя, и УЕФА быстро заблокирует деятельность клуба с какой бы новой или старой концепцией он не собирался дальше жить.

А вот как быть с болельщиками клуба? Кто спросит меня — а что с ними будет-то? Как ходили на футбол в зелено-желтых шарфиках, так и будут ходить. В этом-то и вопрос!

С маркетинговой точки зрения «Анжи» предстоит поломать голову над вопросом как ее осуществлять дальше, и как компенсировать своим суппортерам продукт под названием «Новая-новая история Анжи».

Позволю себе дать несколько бесплатных соображений махачкалинским болельщикам.

Во-первых, клуб, наверное, должен снизить стоимость годовых абонементов на матчи «Анжи». Маркетинговые службы из «старой-новой истории», что и говорить, поработали неплохо, и впервые в истории клуба наладили неплохой для РФ формат отношений с потребителями своего продукта. Приобретены игроки мирового уровня, разработана линейка уникальных продуктов из серии атрибутики: шарфы, форма, вымпела, ручки-кружки-подушки и многое другое. Разработаны весьма по российским меркам неплохие условия посещения стадиона.

Но главное условие успеха — игроки топ-уровня, Карлос, Жусилей, Буссуфа, Денисов, Жирков, еще один Карлос, только Жоао, ушли или уйдут в скором времени. Даже Шатова с Габуловым, и тех продают по списку, причем, за немаленькие деньги.

Витсель («Зенит») и Это'О («Анжи»). Фото РИА Новости

Простой дагестанский обыватель поверил в свое время в исключительность проекта, пошел на стадион, привлеченный громкими именами и вывесками. Ходить-то он и раньше ходил, на «то еще» «Анжи», с Будуновым, но платил за это он другие деньги, а то и не платил вовсе — родственники на входе пропускали бесплатно. Вполне допускаю, что раньше для посещения игр «Анжи» требовался абонемент, но нынешний клуб все же постарался и сделал так, чтобы купить новый абонемент было а) престижно (сосед же купил) б) дорого (чем я хуже соседа?).

Смотреть молодых воспитанников клуба и непроданного пока Ионова, конечно, тоже будет приятно. НО! Это должно по логике современной экономики футбола стоить меньше, ибо и затрат на их приобретение тоже меньше.

Второе. Как быть с атрибутикой команды? Продавать футболки Буссуфы и Жиркова раньше можно было влёт, а вот футболки с фамилией Гаджибекова и Тагирбекова продавать будет в разы сложнее. Да и странно будет, если в фан-шопе Махачкалы будут продолжать реализовывать футболки Денисова и Кокорина, которые играют в конкурентном и может для болельщиков недружественном «Динамо».

Клубу предстоит очевидный пересмотр многих вещей связанных с болельщиками. Сами они, особенно, «Дикая Дивизия», вышли из болельщицкой семьи России несколько лет назад, когда очевидно казалось, что участие в каких то отраслевых профсоюзах таким богачам и не нужно. Например, ДД вышла из Всероссийского объединения болельщиков, обвинив оное в различных расистских грехах, хотя уж кто-кто, а ВОБ то тогда во многом аккумулировал в себе все основные движения страны, включая, кавказские объединения («Терек», «Алания» и Нальчик, например, до сих пор там).

И сейчас возникает третий вопрос, который, правда, махачкалинским болельщикам придется решать самим без помощи клубов, не говоря уже о том, чтобы ориентироваться на мнение отвергнутого ими сообщества коллег. Что дальше-то делать с суппортом и перфомансами, когда очевидно, что клуб в режиме экономии не сможет оплачивать выездные билеты на самолеты и матчи; выделять серьезные средства на перформансы; поддерживать деятельность домашней «грядки».

Болельщики «Анжи». Фото Степана Чаушьяна

Вот тут-то есть несколько развилок развития событий:

1. Фанаты «Анжи» сбавят в активности, ведь не секрет, что красота и активность секторов всегда привлекают сторонников. А отсутствие оплаченных или льготных поездок значительно сократит выездной сектор. Бравурные крики в интернете тут же отправляем в корзину, ибо выездная картинка ДД в Питере в матче 5-го тура РФПЛ сильно отличается не в лучшую сторону от прошлогодней. Несколько десятков человек, против нескольких секторов ранее. А некоторые уже начали требовать вернуть их деньги за купленные абонементы.

2. Фанаты «Анжи» вольются в фанатскую историю также естественно, как вливались в нее все крупные движи: пройдя горнило первых лиг, кризисы, драки с оппонентами, полное отсутствие какой-то поддержки от своего клуба. Тогда и воспринимать их в болельщицком сообществе будут совсем по-иному. Если, конечно, выросшие на волне жирнейших «подгонов» «суппортеры» таковыми окажутся на самом деле, будут идейными болельщиками, а не «участниками проекта». Коллеги Махачкалы по схожему пути есть: Владикавказ и Нальчик, которые пошли своей дорогой, правда, численность у них небольшая — только те, кто идейно любит свою команду.

И здесь Сулейман Керимов может вполне себе посмотреть и сделать вывод: что было наносного, а что ни за какие деньги не купишь.

Лично мне тоже было бы интересно посмотреть, что получится с армией «Дикой Дивизии». Этот интерес не праздный. Сам я прошел через самые худшие времена моего клуба, через четыре года первой советской лиги, в окружении команд вроде «Котайк Абовян», «Звезда Джизака» и «Перми», «Гурии Ланчхути», воронежского «Факела» и «Смены-Сатурн» из Петербурга. Да и в 90-е мой ЦСКА, прямо скажем, не блистал.

Станут ли болельщики «Анжи» такими же искренними и закаленными, как фанаты «Торпедо», «Арсенала», «Факела», «Орла», а не обычными глори-хантерами? Вот этот эксперимент и мне оценить весьма и весьма интересно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы