Примерное время чтения: 4 минуты
31724

Особая цифровая грамотность. Объявлены результаты инклюзивного проекта

Инклюзивный проект Everland, билайн и «Альянс по защите детей в цифровой среде» представляют результаты года работы курса цифровой грамотности для детей и подростков с нарушениями зрения и моторики, запущенного в 2023 году, и новый раздел платформы, посвященный компьютерным играм для незрячих пользователей. 

За год существования платформы материалами курсов воспользовались 12 372 человек, более 6 924 незрячих людей полностью прошли курсы, 944 из них получили персональную консультацию кураторов, более 1 500 учителей, которые работают с детьми с инвалидностью, познакомились с материалами платформы для использования в своей дальнейшее работе.

Помогающие цифровые технологии, представленные на платформе, помогают повысить качество жизни и самостоятельность незрячих пользователей: они позволяют безопасно передвигаться в городской среде, общаться в соцсетях, совершать покупки, контролировать финансы, повышают качество и скорость обучения — для всех этих задач незрячие эксперты разработали пошаговое руководство. Отдельными важными направлениями обучения стали обзоры наиболее подходящих с точки зрения доступности смартфонов на базе ОС Android, устройств с клавиатурой Брайля, а также доступных для незрячих пользователей музыкальных сервисов. 

Гейминг — новое важное направление развития платформы. Обзор компьютерных игр для незрячих детей и подростков, подготовленный незрячими экспертами инклюзивного проекта, появился на платформе в День защиты детей 1 июня 2024 года. 

В обзоре представлены лучшие игры для незрячих пользователей в различных игровых жанрах: стратегии, квесты, симуляторы, MUD. Обзор содержит подробное описание сюжета игры, важные ссылки для загрузки всех материалов, ссылки на сообщества, где можно будет пообщаться с опытными игроками. Материалы сопровождаются короткими роликами, иллюстрирующими то, как устроен игровой процесс.

Оценку доступности провели для девяти игр российских и иностранных разработчиков, наиболее популярных среди незрячих детей и подростков по всему миру. Отбор игр для обзора проводился по нескольким основным критериям, в основе которых — влияние на развитие практических навыков у пользователя: пространственного, образного, логического и стратегического мышления, умения ориентироваться на местности, умения общаться и договариваться, быстроты реакции и принятия решений, оценки ситуации

«Мы дополнили наш проект по обучению помогающим технологиям разделом про игры потому, что уверены, что игры — важная часть современного детства. Мы хотим, чтобы дети с инвалидностью имели возможность не только полноценно учиться и развиваться в нашем цифровом мире, но и играть в компьютерные и мобильные игры, общаться со сверстниками и быть полностью интегрированными в повседневную жизнь, без каких-либо барьеров среды и стереотипов со стороны общества. Результаты года работы проекта доказывают его востребованность, а отзывы самих участников — значимость и важность для жизни конкретных людей. Мы хотим, чтобы технологии были доступны тем, кому они нужнее всего, и много делаем, чтобы это случилось», — рассказала Софья Иванова, вице-президент по коммуникациям и устойчивому развитию билайна.

«Несмотря на быстрое развитие игровой индустрии, подавляющее большинство компьютерных игр недоступны для незрячих пользователей, поскольку подразумевают графический интерфейс и делают упор на визуальную составляющую. Исключение здесь могут составить текстовые квесты, браузерные игры или муды. При этом в настоящее время как в России, так и за рубежом нет полноценного и комплексного исследования по тому, какую долю занимает в игровой индустрии рынок компьютерных и мобильных игр для незрячих пользователей. С помощью нового курса и обзора мы надеемся привлечь внимание разработчиков к проблеме и мотивировать их создавать доступный контент, который будет способствовать развитию важных навыков у детей и подростков с инвалидностью по зрению», — сказала Елена Мартынова, основатель платформы Everland.

Онлайн-курс по цифровой грамотности для незрячих детей и подростков разработан незрячими экспертами проекта по тестированию цифровых платформ с привлечением методологов университета. Обучение ведется на трех платформах. Каждый курс состоит из 8-15 уроков продолжительностью 20-30 минут. Уроки состоят из видео, которые объясняют процесс взаимодействия с устройством и текстовой части, которая содержит пояснения, горячие клавиши, ссылки и т. д. После каждого урока предлагается пройти короткие тесты, которые закрепляют пройденный материал. На платформе также можно найти информацию об ассистивных устройствах, которые помогают людям с различными нарушениями здоровья: скринридерах — программах для считывания текста с экрана гаджетов, айтрекерах — устройствах для управления компьютером глазами, специальных джойстиках для людей с нарушением моторики, программе LINKa для людей с нарушениями речи и т. д. Специальный раздел, созданный совместно с экспертами Лаборатории Касперского, посвящен безопасности в интернете.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах