Знаете ли вы, с какими угрозами сталкивается ваш ребёнок, путешествуя по Всемирной сети, и как его защитить? В канун Дня защиты детей «АиФ» провёл в Российской государственной детской библиотеке «круглый стол» на тему интернет-безопасности. Его участниками стали эксперты в области высоких технологий, школьные учителя и родители.
Интернешка и Митясик
Поводом стало завершение V Международного детского творческого онлайн-конкурса «Интернешка», который организуют Лига безопасного Интернета и компания «МТС». На сайте конкурса в игровой форме даются полезные советы, как пользоваться Сетью: забавный круглый человечек Интернешка учит собачку Митясика правилам безопасности. Помимо просмотра интересных видеоуроков каждый юный посетитель портала мог прислать рисунок, баннер, придуманный рассказ или реальную историю о том, как можно спокойно и с пользой путешествовать по Сети.
«Опыт показывает - через подобные конкурсы, наглядные уроки, тематические выставки, которые мы организуем в библиотеках и музеях, дети лучше усваивают правила безопасности работы и общения в Интернете, - говорит Елена Серёгина, директор Департамента по связям с профессиональными сообществами МТС. - Считаю, что компании, предоставляющие интернет-услуги, должны больше уделять внимания образованию пользователей, давать необходимые знания, как избежать рисков. В этом должны быть заинтересованы все: бизнес, государство, школа, родители. Первые, но важные шаги по созданию безопасного Интернета мы уже делаем».
Какие же риски несёт Всемирная паутина? И что думают сами дети о сетевых угрозах?
Галина Солдатова директор Фонда развития Интернет, привела результаты многолетних исследований: опросов школьников и родителей. Сегодня выделяется пять категорий рисков.
На первом месте коммуникационные - они связаны с общением в Интернете. Многие дети жалуются на агрессию по отношению к себе, оскорбления от других пользователей, домогательства.
На втором месте электронные риски (компьютерные вирусы). На третьем - контентные (порнография, распространение наркотиков, пропаганда ненависти, жестокости и экстремизма). Далее идут потребительские риски, когда под разными предлогами детей вынуждают подключаться к платным услугам. Пятое - интернет-зависимость.
«Оградить детей от этого, запрещая выходить в Сеть, нереально, - считает эксперт. - Интернет плотно вошёл в нашу жизнь, и сегодня им пользуются все от мала до велика. Поскольку мы не можем запретить, надо научить грамотно пользоваться. В этом помогает и телефонная линия поддержки «Дети онлайн», о которой узнают всё больше ребят. Если раньше половина звонков нам поступала из Москвы и области, то сейчас большинство - из регионов».
Как научить?
«Надо признать: идеально чистый Интернет, лишённый рисков, невозможен, - считает Денис Давыдов, исполнительный директор Лиги безопасного Интернета. - Но мы можем максимально снизить их. Для этого нужен комплекс мер: создание фильтров в поисковых системах, о чём должны позаботиться их владельцы; возможны фильтры негативного интернет-контента на государственном уровне; необходимо развитие антивирусных технологий, активное использование функций родительского контроля и, конечно, образование. Мы должны учить детей правильно обращаться с Интернетом».
Как научить, казалось бы, элементарным вещам, сегодня знают далеко не все школьные преподаватели информатики. В чём они сами признавались на «круглом столе». Проблема, как считают педагоги, в отсутствии образовательной программы по интернет-технологиям на государственном уровне. Каждый преподаватель выезжает на собственных знаниях и представлениях о Всемирной паутине. Но представители бизнеса, пришедшие на встречу, выразили готовность помогать школам, вместе отрабатывать учебные программы и доносить свои идеи до чиновников от образования.