Примерное время чтения: 5 минут

Ждём посадки «Луны-25»! Российские учёные рассказали о своих планах

Станция «Луна-25».
Станция «Луна-25». Роскосмос

8 февраля отмечается День российской науки. Ведущие учёные пообщались с журналистами и рассказали о последних достижениях в тех областях отечественной науки, которые они представляют.

«Российские учёные давно ничего не боятся!»

Можно не замечать искусственный интеллект, можно не любить его и даже бояться, но он давно стал частью нашей жизни. Трудно найти сферу, где бы не использовались «умные» алгоритмы. И пусть наша страна не заваливает весь мир смартфонами и ноутбуками — это вовсе не значит, что в области искусственного интеллекта мы плетёмся где-то в хвосте цивилизации.

Вице-президент РАН, декан химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Степан Калмыков уверен, что нас ждут научные прорывы, связанные с искусственным интеллектом: «Если говорить о конкретных приложениях, которые почувствуют пользователи, то это материалы с заданными свойствами: одежда, материалы, используемые в автомобилестроении, авиастроении, космонавтике. Искусственный интеллект поможет искать новые лекарства, решить проблему переработки отходов. Например, в атомной энергетике это уже реализуется».

С помощью рукотворного разума, по словам академика, можно в относительно короткие сроки получить результаты, на которые без его использования ушла бы уйма времени. То, что искусственный интеллект способен рассчитать за три дня, человек вручную делал бы 75 лет! «Мы можем предсказывать свойства многих веществ и материалов, не делая никаких экспериментов. Из нескольких тысяч молекул отбирать несколько десятков и дальше работать с ними», — пояснил Степан Калмыков.

А на вопрос, не боится ли он, что искусственный интеллект поработит человечество, уверенно ответил: «Российские учёные давно ничего не боятся!»

Что доказала Декабристка?

Академик Владимир Чехонин, возглавляющий научный совет РАН «Науки о жизни», представил разработки, которые помогут в лечении травм спинного мозга. Это актуальная проблема медицины и нейробиологии. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно травмы спинного мозга получают до миллиона человек. Они могут приводить к параличу большей части тела, включая верхние и нижние конечности.

Но российские учёные готовы обернуть вспять последствия таких травм. Используя стволовые клетки, они смогли создать препарат, способный восстанавливать двигательные способности пациентов. Сейчас он находится на этапе ранних доклинических испытаний. Позади эксперименты на мышах — они показали эффективность метода. «Мы будем первыми с позиции оценки эффективности подобной терапии», — уверен Владимир Чехонин.

В июне прошлого года в России родился первый клонированный ягнёнок. А недавно клонированная корова впервые в нашей стране родила тёлочку, которую назвали Декабристка. Таким образом, учёные доказали пригодность клонов для продолжения рода.

Об этой научной работе журналистам рассказала директор Федерального исследовательского центра животноводства — ВИЖ имени академика Л. К. Эрнста, академик Наталия Зиновьева: «Почему мы этим стали заниматься? Эта работа проводится в рамках генетических технологий, которые должны обеспечить продовольственную независимость страны. Задачи совершенствования племенных ресурсов пока ещё решаются традиционными методами селекции, но в будущем этого может оказаться недостаточно. Поэтому во всём мире развивают геномное редактирование животных.

Мы доказали, что клонированные животные абсолютно здоровы как внешне, так и с точки зрения своих репродуктивных функций. Это очень важно, поскольку показывает эффективность технологии».

В поисках «кирпичиков» Солнечной системы

Учёные Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии разрабатывают новые рационы. Как утверждает его научный руководитель академик Виктор Тутельян, правильное питание способно помочь в ситуациях, угрожающих здоровью людей.

«Оно способно оказывать серьёзный положительный эффект в любой тяжёлой ситуации, которая создаёт угрозу для здоровья детей и взрослых. Это может быть COVID-19, с которым пациентам помогали справляться определённые рационы, это могут быть военные операции, где людям требуются специальные витаминные и минеральные комплексы», — говорит академик.

По словам Тутельяна, у различных групп населения России разные потребности в энергии и пищевых веществах: белках, жирах, углеводах, макро- и микроэлементах, биологически активных веществах. Их минимально и максимально допустимые уровни зависят от нервно-психических и физических нагрузок.

«Как на фоне тяжёлых условий не потерять здоровье, а его приобрести и поддерживать — вот проблема, которую нам нужно было решить. Наши разработки, содержащие в себе минеральные комплексы и белковую пищу, позволяют поддержать и детское, и взрослое население», — подчеркнул учёный.

Вкусив земной пищи, можно подумать и о высоком. Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович рассказал о планах на 2023 год. Главное событие, которого давно ждут учёные и которое должно состояться этим летом — запуск станции «Луна-25» и её посадка в районе Южного полюса земного спутника.

«Все привыкли думать, что Луна — это безжизненная пустыня, где за миллиарды лет всё выжжено солнечным излучением. Но выяснилось, что это не так — там есть очень интересные районы, где, возможно, сохранились залежи первичного вещества Солнечной системы, тех самых „кирпичиков“, из которых потом были созданы планеты», — объяснил суть миссии Анатолий Петрукович.

Планируется, что «Луна-25» сядет в полярной области и с помощью манипулятора возьмёт образцы грунта для анализа. На Земле такое вещество найти невозможно, и Луна — ближайшее место, где его можно обнаружить. По словам учёного, сейчас между странами идёт гонка за то, кто первым посадит космический аппарат в полярной области Луны.

«Там ещё никто не садился — это сложно, потому что там гористый рельеф. Мы надеемся, что наш аппарат будет первым, кто совершит такую посадку», — отметил директор Института космических исследований.