Примерное время чтения: 9 минут
2620

«Юра, мы приехали». Советский «Буран» сегодня нужен только вандалам?

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Многоразовый космический корабль «Буран» (изделие 1.02 — второй лётный корабль 11Ф35 первой серии, подготовленный к космическому полету в 1992 году) в музее истории космодрома «Байконур» на площадке № 2.
Многоразовый космический корабль «Буран» (изделие 1.02 — второй лётный корабль 11Ф35 первой серии, подготовленный к космическому полету в 1992 году) в музее истории космодрома «Байконур» на площадке № 2. / Рамиль Ситдиков. / РИА Новости

Советский многоразовый космически корабль «Буран» снова стал жертвой вандалов. На сей раз речь идет не политиках, закрывших программу, а об искателях приключений, проникших на территорию космодрома Байконур.

«Какому идиоту такое в голову пришло?»

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли, в монтажно-заправочный комплекс проникли уличные художники, разрисовавшие недостроенный аппарат.

На борта корабля были нанесены надписи «Добро», «Юра, мы приехали». Кроме того, художники оставили глубокомысленную запись: «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле». 

Художники также оставили свои подписи и опубликовали снимки разрисованного «Бурана» в соцсети. Правда, лица при этом постарались скрыть. РИА Новости приводит слова одного из участников акции: «Могу сказать, что, как и Юра, я стал первым». Уличный художник признался, что проникновение к «Бурану» было сопряжено с серьезными трудностями, поскольку в любой момент они могли быть задержаны охраной космодрома.

В соцсетях данный поступок вызвал противоречивые оценки. Если одни сочли акцию интересной, то другие посчитали подобные действия недопустимыми: «Это памятник науки и техники», «Какому идиоту такое в голову пришло??? Напиши ты на здании Роскосмоса или на бусике Рогозина, но такую технику зачем трогать?!», «Я очень хочу верить, что этим заинтересуются внутренние органы... Идиоты малолетние», «Сами были хоть что-то путное в жизни сделали, прежде чем чужое портить», «Ладно бы бомбили классно, граффити-то — (синоним слова „плохо“)». 

«Буран»: два триллиона рублей и один триумфальный полет

Программа «Энергия — Буран» была самой масштабной и дорогостоящей в истории отечественной космонавтики. По курсу 2016 года её стоимость примерно составляет 2 триллиона рублей. Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Был подготовлен специальный отряд космонавтов, которым предстояло пилотировать «Буран». 

Грузовой самолет АН-225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран» на внешней подвеске совершил перелет с космодрома «Байконур» в Киев.
Грузовой самолет АН-225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран» на внешней подвеске совершил перелет с космодрома «Байконур» в Киев. 1988 г. Фото: РИА Новости/ Игорь Костин.

15 ноября 1988 года «Буран» совершил первый успешный полет в автоматическом режиме. Согласно плану испытаний, после еще одного-двух пусков без экипажа должны были начаться пилотируемые полеты. Однако президент СССР Михаил Горбачёв посчитал, что проект слишком дорог, и в 1990 году приказал приостановить работы по программе. В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта. 

Стыковка корабля «Буран» с орбитальным комплексом. Фоторепродукция.
Стыковка корабля «Буран» с орбитальным комплексом. Фоторепродукция. Фото: РИА Новости

Единственный «Буран», побывавший в космосе, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом. 

Печальная история космолета, который так и не поднялся на орбиту

Корабль, который подвергся атаке вандалов, имел свое собственное имя — «Буря». К моменту прекращения программы «Буря», она же «изделие 1.02», была готова на 95 процентов. Первый полет второго советского космического корабля многоразового использования должен был состояться в 1992 году. Но в итоге вместо встречи с космосом «Буря» на многие годы осталась брошенной в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А).

В ноябре 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин вспомнил о «Буране» в публикации в Twitter: «Мой отец принимал непосредственное участие в организации этого запуска, но тема из-за развала страны не получила дальнейшего развития. Для меня и многих моих товарищей это важный урок. Надо быть уверенным в продолжении дела, на которое собираются ресурсы — человеческие и финансовые. Иначе от этого великого полёта останутся только память, сожаление и три брошенных на Байконуре гигантских стартовых комплекса сверхтяжелого класса».

В комментариях Рогозину предложили выкупить «Бурю» и перевезти корабль в Музей космонавтики, расположенный в Калуге. Глава «Роскосмоса» ответил так: «Оставшийся Буран принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе ракеты Энергия-М». На публикацию отреагировал руководитель казахстанского предприятия «Ракетно-космическая компания «Байконур» Муса Даурен, написавший в комментариях: «Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли „Буран 1.02“ и ПМ „ОК-МТ 0.07“ принадлежат не физлицу, а находятся на балансе АО „РКК Байконур“. Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми». В ответ Рогозин выразил тревогу за сохранность техники, предложив обсудить дальнейшую судьбу памятников советской инженерно-конструкторской мысли. 

«Самое безумное приключение»

В том же ангаре, где стоит «Буря», находится и ОК-МТ, макет «Бурана», предназначенный для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Подобный макет БТС-001 ОК-МЛ-1 сегодня можно видеть на территории ВДНХ в Москве. К слову, туристы принимают его за настоящий «Буран».

Судя по случившемуся сейчас, никаких серьезных изменений в судьбе «Бури» с ноября 2020 года не произошло. В последние годы наибольший интерес к ней проявляют различные искатели приключений, всеми правдами и неправдами пытающиеся добраться до монтажно-заправочного корпуса на территории Байконура. В 2015 году снимки ангара и находящегося в нём аппарата выложил в Сеть пользователь Ralph Mirebs. В мае 2017 года в ангар проникла целая группа из России, Украины и Великобритании, которая была задержана сотрудниками охраны космодрома. Летом 2017 года на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path появилось видео из ангара с «Бурей». На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели. 

Дорога через ночную степь и дуло в затылок

В интернете несложно обнаружить целую массу рассказов тех, кто пытается проникнуть на территорию Байконура. И главной точкой притяжения является как раз «Буря». Логика простая: действующие объекты космодрома охраняются гораздо тщательнее, а до заброшенного ангара с многоразовым кораблем добраться проще.

Однако подобное путешествие все равно носит крайне сложный и рискованный характер. Вот отрывок из описания такого похода, опубликованного в блоге ComDig /Urban Exploration в 2018 году: «Если бы заранее знал, с чем удастся столкнуться за долгий путь, максимум что я сделал — пошел их маршрутом на удачу, а в лучшем случае — сдал билеты, отказался от поездки напрочь, найдя вариант более спокойный и поближе. Кто знал, что вместо 30+ км нам предстоит пройти 65+ только в одну сторону... Они шли вдоль теплотрассы с двух сторон высвечивая яркими фонарями каждый метр. Все ближе шаги, все ближе свет. Конец, подумал я, почувствовав себя беспомощным ничтожеством в безвыходном положении. Надежд на удачу не было. В затылок уперлось дуло АК. Мат, крики ненависти, агрессия, угрозы открыть огонь. Через минуту последовали фразы:

— Кто такие..? Что тут делаем..?

Короткая пауза, и с моих уст выстреливает фраза: Мы туристы

— Ох, ребята, вставайте, я вас чуть не пристрелил».

Вопреки мифам о том, что ангар с «Бурей» практически не охраняется, большинство рассказов заканчиваются тем, что экстремалов ловят — одних на подступах к желанной цели, других непосредственно рядом с кораблем. Но, как показывает нынешняя история, желающих испытать судьбу меньше не становится. При этом главную угрозу комплексам Байконура представляют не те, кто прорывается за красивыми фото, а организованные охотники за цветным металлом, грабящие территорию космодрома с 1990-х годов. К ним, разумеется, охрана никакого пиетета не испытывает, поскольку речь идет об уголовном наказуемом деянии. Не исключено, что вопросы у компетентных органов возникнут и к художникам, разрисовавшим «Бурю».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах