Москва, Петербург, Казань внедряют современные технологии в городские услуги. Мы решили разобраться в том, что стоит за понятием «цифровая экономика» и как она повлияет на жизнь обычных граждан. В этом нам помог эксперт — заместитель председателя, член правления Внешэкономбанка Алексей Иванченко.
Мода на инновации
— Начнем с основ. Сегодня модно говорить про инновации, особенно среди молодежи, которая не представляет жизни без гаджетов, интернета и новых технологий. Все говорят про внедрение инноваций в свою деятельность: от директоров школ до руководителей крупных компаний. Давайте расставим точки над i: что реально инновации могут изменить в жизни людей?
— В основе любой новой идеи — стремление как-то упростить жизнь людей. На это всегда есть спрос. Когда-то инновацией была микроволновая печь, и успех изобретения был связан с тем, что существенно упростился процесс приготовления и разогрева пищи. Таким же прорывом в свое время были смартфоны, бесконтактная оплата и многое другое, без чего сегодня не представить жизнь современного человека. Поэтому инновации — это то, что даёт вам как предпринимателю, бизнесу, стране конкурентное преимущество.
За счет чего это происходит? Во-первых, за счёт снижения себестоимости: благодаря новым технологиям вы можете что-то делать или производить дешевле, а значит — больше зарабатывать.
Во-вторых, даже если инновация не даёт снижения себестоимости, то она может дать более высокое качество продукта, улучшение его потребительских качеств по сравнению с конкурентами при тех же затратах. Согласитесь, лучше купить iPhone, чем кнопочный телефон за те же деньги.
Инновацией может быть и маркетинг, дизайн продукта, которые вызывают новые эмоции, благодаря чему хочется купить именно этот продукт из ряда аналогичных.
Самое яркое, но редкое проявление инноваций — создание нового рынка потребления, которого до этого не существовало в принципе. Тому есть примеры: появление Facebook, сейчас «прорывом» могут стать дроны и персональный летающий транспорт. И это будет новое качество жизни.
Новая экономика
— ВЭБ стремится стать ключевым игроком в реализации майского указа президента. Он предполагает создание прорывной экономики в России. Что ВЭБ планирует сделать для этого, какой видит свою роль в создании «цифровой» экономики?
— Цифровая экономика — это не только взаимодействие государства, бизнеса и человека через «цифру» и создание всей необходимой для этого инфраструктуры. Это ещё и заметное присутствие в структуре экономики страны компаний, чей бизнес основан на «цифре», инновациях и прорывных технологиях.
Мы долго анализировали, в чем проблема стартапов и проектов в области цифровой экономики, как они могут получать необходимые импульс и рост, чтобы превратиться из идеи в реальный бизнес, который масштабируется и уходит уже в промышленное производство. И мы пришли к выводу: у нас все достаточно хорошо на ранних посевных стадиях, есть достаточное количество институтов, которые оказывают поддержку, — и «Сколково», и ФРИИ, и «Российская венчурная компания», и множество других акселераторов — но они работают со стартапами до определенного уровня. А дальше все эти стартапы упираются в потолок. Любому стартапу нужны дальнейшие раунды инвестиций, чтобы масштабировать своей проект, запускать уже некое серийное производство того прототипа, который стартап разработал.
Но роль ВЭБ заключается не только в финансировании проектов на более поздних стадиях, когда уже есть апробированная бизнес-модель, когда есть прототип, когда необходима поддержка со стороны института развития для разгонки проекта, чтобы он стал полномасштабным бизнесом. Мы обладаем обширным портфелем компетенций, который позволяет нам предоставлять экспертизу по проектам, их упаковке и структурированию, формированию бизнес-модели, масштабированию проектов от стартапа до реального бизнеса. В конечном итоге важно, чтобы любая инновация и цифровой бизнес понимали, где их рынок, где проект найдёт спрос. Отдельное направление — это сделать российские инновации и проекты интересными для экспорта. Мы уверены, что наши разработки при правильной упаковке могут занять свои ниши на зарубежных рынках. Здесь мы видим большой пробел, вакуум для потенциальных проектов в области цифровой экономики, который необходимо восполнять.
У ВЭБ в субъектах РФ сейчас работают более 100 региональных менеджеров. Если на первом этапе работы мы фокусировали их на поиске потенциальных инвестиционных проектов для финансирования Внешэкономбанком, то сегодня мы расширяем их поле деятельности. В частности, особо фокусируем менеджеров на проектах инновационного развития, которые, с одной стороны, способны кардинально улучшить качество жизни в городах, а с другой — обладают экспортным потенциалом.
ВЭБ как институт развития и наша дочерняя компания «ВЭБ Инновации» оказывают поддержку стартап-проектам на этапе их роста и масштабирования от уровня малого бизнеса или успешного стартапа в средний и большой бизнес: с рабочей бизнес-моделью, расширением производства, понятными рынками сбыта. Весь необходимый инструментарий у нас для этого есть. И это не венчурное финансирование и IT. Мы создаём то, что создаёт новый бизнес и новую экономику для страны.
Еще одна важная функция ВЭБ — это участие совместно с другими институтами развития и техническими центрами в формировании матрицы потребностей наших крупных компаний и корпораций в инновационных и цифровых направлениях, необходимых им для развития бизнеса. Ключевой риск для инновационных проектов — именно рынки сбыта. Здесь важен правильный маркетинг новых идей, который покажет крупным компаниям, располагающих значительными инвестиционными возможностями, что конкретные разработки им необходимы и позволят вывести бизнес на новый уровень. Крайне необходимо, чтобы такая экспертиза проводилась уже на входе в проект ВЭБ исходя из реальной потребности бизнеса на цифровизацию.
Идея на миллион
— В девяностые годы в стране была мода на предпринимательство. И ее поддерживали на государственном уровне. Сегодня на первый план выходит технологическое предпринимательство. Как сделать модным стартап-движение среди молодежи?
— Как раз с этой целью в прошлом году мы запустили проект «Идея на миллион». Помимо финальной части, — шоу на телеканале НТВ — он включал в себя масштабный отбор идей и стартапов, среди которых эксперты и инвесторы выбирали лучшие. Мы уверены, что в стране должен появиться новый тип героя: предприниматель, способный заработать деньги своим умом.
В следующем году в эфир выйдет второй сезон. Перед ним мы провели масштабный региональный кастинг. Через наших экспертов прошли 1800 проектов! Значительная часть из них — из сферы медицины, инфраструктуры, образования, сельского хозяйства. Все они могут напрямую влиять на изменение качества жизни людей.
Что мы заметили прежде всего — это то, что большинству участников нашего кастинга не было и 40 лет, т. е. стартапы — дело молодежи. Самой юной участнице кастинга — Эрике Берген из Сочи — было всего 15 лет, но она уже развивает свой бизнес-проект «Электронное портфолио». В перспективе данное решение может использовать блокчейн для безопасности и верификации данных. Так что нельзя говорить, что в нашей стране нет идей и стартапов. Они есть, но важно им дать дорогу, показывать позитивные примеры и заряжать других на креатив и собственные проекты.
Важно поддерживать новые идеи в период прохождения ими так называемоей «долины смерти». Это самая сложная стадия стартапа и малого бизнеса, когда проект успешно прошёл посевную стадию, есть прототип, запущен первый пилотный проект, но прибыли пока нет и нужны более серьезные инвестиции и экспертиза для масштабирования, формирования бизнес-модели, поиска рынков сбыта и т. д. Для решения таких задач у ВЭБ есть вся необходимая экспертиза и инструменты.
«Умные» города
— За рубежом набирает обороты создание так называемых «умных» городов. Что это такое и появятся ли города «с умом» в России?
— Цифровой город — это город, где такие привычные процессы, как дорожное движение, оказание муниципальных услуг, освещение и др., регулируются современными технологиями.
Вновь оттолкнёмся от определения инновации. Как инновация создаёт конкурентное преимущество, так и в цифровом городе гражданин четко должен понимать, какие преимущества ему даст цифровой город. Во-первых, делает ли цифровизация услугу для него дешевле и экономит ли горожанин за счёт ее перевода в «цифру». Во-вторых, делает ли «цифра» услугу за те же деньги, но более качественно, становится ли ее оказание быстрее, безопаснее и удобнее. «Цифра» может создать и принципиально новую услугу городской среды для жителя, которой не существовало до этого в принципе. Сначала необходимо определиться с задачами «цифры», а далее — определить перечень таких основных услуг городской среды для обычного жителя.
Для ВЭБ это новое направление, которым ранее мы целенаправленно не занимались. Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы сформировать коробочные решения по «умным цифровым городам», которые далее можно масштабировать по крупным агломерациям. Мы уверены, что это даст новый импульс развитию городской экономики, регионов и страны в целом.