Арктический регион богат полезными ископаемыми, в первую очередь — газом и нефтью. Там уникальная природа, которая включает более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Кроме того, наша страна имеет самое протяжённое арктическое побережье. Неудивительно, что исследование Арктики — одно из приоритетных направлений нацпроекта «Наука».
Географические открытия онлайн
9 июля российские школьники совершили географические открытие: они обнаружили новый остров в районе архипелага Новая Земля. Открытие было сделано в режиме онлайн в результате обработки спутниковых снимков.
По данным мониторинга, остров образовался в результате обрушения ледяной перемычки, соединявшей Северный остров с отступавшим Вилькицким Южным ледником. Размеры обнаруженного школьниками участка земли — 410 на 200 метров, площадь — 5,6 гектара.
В работе поучаствовали школьники из Троицка, Тулы, Венёва, Дедовска, Гатчины, Санкт-Петербурга и Якутска. Новое открытие они посвятили памяти лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Германа Титова, которому исполнилось бы 85 лет.
Планируется, что новый остров изучат участники экспедиции РГО и Северного флота на арктические архипелаги. Она пройдёт с августа по октябрь, в ней примут участие геодезисты, картографы, океанологи, геологи, биологи и другие специалисты.
Где брать кадры?
Одна из целей нацпроекта «Наука» — привлечь молодёжь к исследовательским проектам и в саму науку. Чтобы арктический регион развивался, нужны люди, которые будут его осваивать: квалифицированные кадры, новые специалисты.
Понимая, что такая потребность существует, Томский государственный университет (ТГУ) открыл в своих стенах уникальное для России направление подготовки: магистратуру по изучению Сибири и Арктики. Студенты будут изучать их географию, затем посетят курсы, посвящённые методам исследования биологических, физических и химических свойств природных сред. Практику пройдут на станциях ТГУ в пойме Оби, на Алтае и Ямале. Кроме того, они поучаствуют в реальных научных проектах, в исследованиях по грантам российских и европейских фондов.
Часть курсов доверено вести учёным с мировым именем. Среди них — профессор ТГУ и университета Шеффилда Терри Каллаган, более 40 лет работающий в области арктической экологии, вице-президент Международной ассоциации вечной мерзлоты Владимир Романовский, крупнейший полярный исследователь из Варшавского института геофизики Петр Гловацкий.
О необходимости развивать проекты, связанные с деятельностью человека в Арктике, задумались и преподаватели Тюменского государственного университета (ТюмГУ). В настоящее время один из его ключевых проектов — разработка международной образовательной программы STEP into Russian Arctic. Идея в том, чтобы готовить новое поколение руководителей и специалистов, обладающих глубокими знаниями об особенностях Арктики, способных интегрироваться в глобальные процессы, но в то же время понимающих и поддерживающих приоритеты развития России. Особенностью программы должен стать преподавательский состав: это будут профессора российских и зарубежных университетов с высокими рейтингами, признанные лидеры в сфере арктического образования, представители бизнес-сообщества, государственные деятели в сфере управления в Арктике.
Первое комплексное исследование
Но разве возможны исследования заполярных областей без экспедиций? 18 июля из Санкт-Петербурга в Арктику отправилось судно «Академик Трёшников». Оно участвует в международной экспедиции проекта MOSAiC. Маршрут пройдет через порт Бремерхафен в Германии к месту дрейфа немецкого ледокола Polarstern в Арктическом бассейне. Руководит миссией немецкий учёный Маркус Рекс.
Другая экспедиция стартует в конце июля на Таймыре. Это будет первое комплексное исследование Арктики, участие в нём примут 14 институтов Сибирского отделения Российской академии наук. За пять месяцев (с июля по ноябрь 2020 года) учёные планируют проанализировать изменения в экологии региона и дать рекомендации крупным предприятиям, которые помогут им принять решения, помогающие сберечь природу.