Учёные выяснили, что ограничение в питании хорошо влияет на почки пожилых

Москва, 14 сентября - АиФ-Москва.

Биологи из НИИ ФХБ МГУ обнаружили защитные эффекты ограничения калорийности питания при остром почечном повреждении. Исследование проводилось при поддержке Российского научного фонда, статья опубликована в журнале Aging.

Отмечается, что учёные для лучшей трансляции полученных данных в клиническую практику, проводили исследование не только на молодых, но и на старых крысах.

Биологи на протяжении длительного времени изучали возможности защиты почек, в том числе у старых животных. В экспериментах на крысах молодого и пожилого возраста исследователи обнаружили защитные эффекты ограничения калорийности питания при одном из тяжелых возрастных заболеваний – остром почечном повреждении.

Младший научный сотрудник лаборатории структуры и функций митохондрий НИИ ФХБ МГУ Надежда Андрианова рассказала, что острое повреждение почек является угрожающим жизни состоянием, с которым сталкивается около 20 процентов всех пациентов, попадающих в больницу. Она отметила, что несмотря на интенсивное изучение данного заболевания, до сих пор нет лекарства, которое защищало бы пациентов от многочисленных последствий патологического изменения почек. Данное исследование как раз направлено на разработку эффективных методов терапии заболеваний почек.

Как подчёркивается, биологи  исследуют как молекулярные механизмы самого почечного повреждения, так и сигнальные пути ответственные за развитие у почек устойчивости к ишемическому стрессу. В данной работе необходимо было определить, помогает ли метод ограничения калорийности питания против острого почечного повреждения, спровоцированного ишемией.

Руководители исследования, профессора Егор Плотников и Дмитрий Зоров отметили, что старые организмы намного более чувствительны к повреждающим факторам и хуже переносят различные заболевания. Это происходит из-за того, что с возрастом в клетках перестают эффективно работать некоторые очень важные защитные молекулярные каскады, а также накапливаются поврежденные структуры, из-за нарушения систем их утилизации.

«Нам удалось показать, что даже не очень продолжительные периоды ограничения калорийности питания (до 2 месяцев) приводят к положительным изменениям в клетках, например, улучшению работы митохондрий (органеллы, которые обеспечивают наши клетки энергией), а также уменьшению окислительного стресса, интенсивность которого возрастает с возрастом или при ишемии и ведет к нарушению работы макромолекул и органелл в клетках», - резюмировали учёные, добавив, что пожилому организму требуются более продолжительные промежутки ограничения калорийности питания для достижения защитных свойств.

Отмечается, что в дальнейшем ученые планируют работу по внедрению метода в клиническую практику, разработке фармакологических препаратов, действующих на те же молекулярные каскады в клетках нашего организма, что и ограничение калорийности питания.