Ученые МГУ провели исследование одного из осложнений ВИЧ

Москва, 19 апреля - АиФ-Москва.

Специалисты провели исследование механизма развития одного из осложнений ВИЧ-инфекции - лимфомы Беркитта.

Результаты работы сотрудники научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова разместили в журнале Leukemia.

Работа проходила совместно с учеными из Университета Париж-юг XI и Университета Париж Дидро, сообщают в пресс-службе МГУ имени М.В. Ломоносова.

На сегодняшний день противовирусная терапия значительно увеличила продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных людей. Тем не менее, лечение не избавляет от некоторых серьезных осложнений, одним из которых является лимфома Беркитта, появляющаяся на поздних стадиях заболевания.

Появление этого типа лифомы обусловлено злокачественным перерождением B-лимфоцитов. Однако вирус иммунодефицита не поражает B-лимфоциты, его целью являются сегменты иммунной системы человека.

Ученые выяснили, что содержащийся в крови ВИЧ-инфицированных вирусный белок Tat может изменять пространственную организацию ядра B-лимфоцитов. Этот процесс увеличивает риск онкогенной трансформации.

«Развитие лимфомы Беркитта обусловлено так называемой транслокацией, то есть перестройкой генетического материала. В ходе транслокации две хромосомы — восьмая и четырнадцатая разрываются, но репарация этого разрыва может происходить с ошибкой. В результате в составе продукта транслокации оказываются два сегмента: часть восьмой хромосомы и часть четырнадцатой хромосомы. Появление в геноме гибридной хромосомы и является причиной злокачественного перерождения клеток», - поясняет автор статьи, доктор биологических наук Егор Васецкий.

У здорового человека в B-лимфоцитах маловероятна транслокация, так как восьмая и четырнадцатая хромосомы находятся на большом расстоянии друг от друга в ядерном пространстве. У ВИЧ-инфицированных пациентов белок Tat изменяет пространственную организацию ядра, после чего происходит сближение восьмой и четырнадцатой хромосом. В результате увеличивается вероятность транслокации и развития лимфомы Беркитта.

По словам Васецкого, данное открытие существенно расширяет представления о механизмах канцерогенеза. Полученные знания можно использовать в профилактике лимфомы Беркитта у ВИЧ-инфицированных людей.