Щекотливая тема. Ученые поняли, почему мы не можем щекотать себя сами

Щекотка — один из самых загадочных феноменов. Зачем она нужна, какова ее роль в эволюции? Почему она существует и у некоторых животных — на щекотку реагируют, приматы, собаки, крысы и дельфины? Но вопрос о том, почему нельзя пощекотать себя, один из самых интригующих.

Строгий подход к несерьезной теме

Немецкие ученые опубликовали свой труд в знаменитых «Философских трудах Королевского общества» (Philosophical Transactions of the Royal Society). Это старейший научный журнал в мире, появившийся ещё в XVII веке. Раньше него стали издавать лишь «Журналь де саван» (Journal des savants) во Франции.

Несмотря на кажущуюся несерьезность темы, эксперимент был выполнен по очень строгим правилам. «Подопытными кроликами» стали 12 человек, которых щекотали в 5 разных местах и в разном порядке, но всегда только с одной стороны — левой или правой. Одновременно, у них фиксировали мимику, движения грудной клетки и издаваемые звуки. Ещё испытуемые заполняли анкету, сообщая о том, насколько им было щекотно, давая оценку по 10-бальной шкале, где 0 — «совсем не щекотно», а 10 — «очень щекотно».

Первые открытия

Некоторые открытия были сделаны уже на первом этапе эксперимента. Оказалось, что реакция на щекотку появляется гораздо быстрее, чем полагали ранее. Мимические движения лица и изменения окружности грудной клетки возникали примерно через 300 миллисекунд после воздействия, а звук смеха появлялся спустя еще 200 мс. Анализ анкеты показал то, о чем многие догадываются: чем громче и интенсивнее смеялся человек, тем сильнее он ощущал щекотку. Это подтверждалось и объективно при записи звуков, исходящих от испытуемого.

Исследование показало, что самыми нещекотливыми областями были голова и шея, а самыми чувствительными оказались подмышки, боковая часть туловища, и особенно —  подошва. В целом это совпадало с предыдущими наблюдениями.

Аристотель, ты не прав!

Для чистоты эксперимента щекочущий стоял сзади и всегда начинал действовать без предупреждения. Неожиданность — важнейший фактор для удачной щекотки. Именно ей Аристотель и объяснял невозможность человека пощекотать самого себя. Ведь сделать это неожиданно нельзя.

С другой стороны, мы знаем, что, даже ожидая щекотки, далеко не каждый человек может контролировать себя и полностью удерживаться от смеха. Так что этот аргумент великого философа небезупречен. Правильней считать, что готовность к щекотке может ослабить ее, но не устранить полностью, и уж совсем точно это не играет заметной роли в самощекотке. Что и было доказано в описываемом исследовании.

Своя щекотка ближе к телу

Поставлен эксперимент был безупречно, но достаточно сложно. На втором этапе участники подвергались двойной щекотке. Во-первых, они должны были щекотать себя сами. А во-вторых, это должны были делать и экспериментаторы, соблюдая эффект неожиданности.

Когда «подопытные кролики» занимались самощекоткой, они делали это разными способами. Сначала щекотали себя там же, где их щекотали другие. Например, если человек щекотал себе правую подошву, то здесь же трудился и экспериментатор. Для чистоты эксперимента, потом все делали наоборот: если сам «кролик» щекотал себе подмышку слева, то ему щекотали — справа. В итоге оказалось, что испытуемый становился практически нечувствительным к щекотке только в том случае, когда оба воздействия происходили в одном и том же месте.

Но и это не все. Был еще дополнительный этап эксперимента с щекоткой понарошку. Испытуемый как бы щекотал себя, но не касаясь кожи. Но такая имитация не защищала от щекотки. Это лишний раз показывало, что очень важен контакт с кожей, а не просто представление о щекотке.

На основании этих данных ученые делают следующий вывод: самощекотка, а скорее всего, и любое другое самостоятельное прикосновение в зоне, чувствительной к щекотке, посылают в кору головного мозга сигналы, которые тормозят возбуждение. А если это происходит одновременно вместе с обычной щекоткой, выполняемой кем-то другим, в коре происходит борьба двух сил — торможения и возбуждения, и побеждает сильнейшая.