Балтика хранит тайны и других эпох, приоткрывая их смелым, а одновременно с этой публикацией «АиФ» начнёт работу уникальный музей.
Комплект «снаряги» для погружения на глубину под сотню метров весит килограммов шестьдесят.
— Для такого погружения нужно несколько баллонов со смесями для дыхания: тревел-газ, пятидесятый найтрокс, кислород, — объясняет на дайверском сленге Константин Богданов, руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы». — Но в толще воды этого веса уже не чувствуешь, да и груз «земных» проблем тоже остаётся где-то наверху.
Неизвестные, братские
Константин, как и большинство дайверов, поначалу просто получал удовольствие от погружений и хорошей компании, но потом…
— К 2005 году у нас сложилась хорошая интернациональная команда из десятка городов нескольких стран бывшего Союза, мы регулярно собирались в сезон в Крыму — понырять, в том числе на затопленные корабли. Обсуждая очередной сезон, как-то заговорили: вот будет 60-летие Победы, к братским могилам и памятникам на земле понесут цветы. А что с теми могилами, которые под водой? Мы решили восполнить пробел и почтить во время погружений память нескольких погибших кораблей, начав нашу акцию в Новороссийске и закончив в Севастополе.
В Новороссийске это был «Червонный казак» — один из кораблей, погибших во время обороны Малой земли в 1942 году, канонерская лодка, которая привезла боеприпасы и пополнение, а на обратный рейс взяла порядка 600 человек раненых и эвакуируемых. В паре миль от пирса корабль вышел из протраленного коридора, напоролся на мину, за несколько минут затонул. По архивным данным, катера сопровождения — «малые охотники», «мошки» — подняли из воды 125 человек. То есть «Казак» стал братской могилой примерно для 500 человек.
Девиз нашей акции был таким: «Нельзя проводить границы по братским могилам». Тогда только-только Россия и Украина разграничили Керченский пролив, и нас подержали немного в порту ещё украинской Керчи. Потом, когда выяснили, что никакой политической подоплёки нет, выпустили, а в Севастополе даже помогли сделать концерт в Летнем театре. Неожиданно даже для нас самих получилась очень красивая акция.
А дальше пошло-поехало. К слову, депутат Госдумы, генерал армии Николай Ковалёв, который во время той первой акции откликнулся на нашу просьбу и оказал поддержку в организации, теперь возглавляет координационный совет экспедиции, которая стала ежегодной.
На первом этапе мы каждый год ставили задачу просто почтить память погибших моряков. Однако судьба экспедиции изменилась, когда наша команда обнаружила в Цемесской бухте на одном из кораблей класса «малый охотник» судовые документы. Катер СК-098 погиб в мае 1943 года, подорвавшись на мине. Мы отдали найденные документы экспертам-криминалистам в Москве. Им удалось прочитать часть записей, расшифровать подпись. После запроса в Центральный военно-морской архив нам прислали личную карточку: старший лейтенант Виктор Шпанько, командир корабля.
В личном деле Виктора значилось, что у него было два сына, а семья жила в Николаеве. Город во время войны был оккупирован, да и сыновей уже могло не быть в живых хотя бы из-за возраста. Но на телесюжет о той экспедиции откликнулся один из сыновей. Его семья живёт в подмосковном Одинцове. Мы познакомились. Это был незабываемый момент: мы берём фрагмент судового журнала с подписью капитана, а сын достаёт бумагу, заполненную рукой отца. И там точно такая же подпись. Тогда стало интересно не просто увековечить память, а заняться поиском кораблей, место гибели которых ещё не известно.
Важным для судьбы всего проекта «Поклон кораблям Великой Победы», как рассказывает Константин Богданов, стала экспедиция к болгарскому мысу Шабла в 2009 году. Во-первых, в ней впервые приняли участие священники из Московской духовной академии, которые отслужили на месте гибели корабля панихиду. Во-вторых, для поездки в другую страну, да ещё с погружениями на большую глубину, для которых в баллоны нужно закачивать не просто воздух, а специальные газовые смеси, пришлось искать деньги. В благородном деле вызвалась помочь российская компания «Транснефть», которая с тех пор постоянно поддерживает идеи «Поклона…».
— Наши коллеги, с которыми за время той экспедиции очень подружились, — Михаил Заимов, Владо Явашев и Росен Желязков из команды «Блэк си текникал дайверс» — нашли в болгарских водах подводную лодку Л-24, — продолжает рассказ Константин. — В 1942 году она ушла на постановку мин и не вернулась. Были разные версии, но выяснилось, что лодка сама погибла от подрыва на мине. Лодку нужно было окончательно идентифицировать. Была идея попасть внутрь и найти судовые документы. Но, когда опустили внутрь камеру, увидели, что вслед за взрывом мины внутри лодки возник страшный пожар. Это особенность таких лодок — аккумуляторы выделяли водород, создавая внутри корпуса гремучую смесь, способную воспламениться от любой искры. Видимо, лодка долгое время вынужденно находилась под водой, была высокая концентрация водорода, и после взрыва мины внутри корпуса пронёсся огненный смерч. Когда мы поняли, что там оплавился даже металл, решили, что бумаг там не найдём. Поэтому не стали тревожить попусту покой моряков, для которых лодка стала братской могилой. Задраили обратно рубочный люк, поставили памятную табличку. А священники отслужили панихиду.
В поисках «Бури» и «Фугаса»
В грядущие майские праздники команда экспедиции рассчитывает найти неподалёку от острова Гогланд в Финском заливе подводную лодку М-95 и два тральщика — «Бурю» и «Фугас», погибшие при разминировании минных полей. Константин рассказывает, что поиск начался ещё зимой — историки Мирослав Морозов и Михаил Иванов изучали архивные данные, причём не только российские, сопоставляли карты возможных маршрутов кораблей с картами минных полей.
— По донесениям с немецких постов наблюдения известно: в тот момент и в том квадрате, где была лодка М-95, был зафиксирован взрыв, после которого на воде долгое время держалось масляное пятно. Скорее всего, М-95 подорвалась на мине. Но уже известно, что именно в той координате, где было замечено пятно, лодки нет: мы проверили это место с помощью гидролокатора ещё в прошлом году. Куда могла деться лодка — остаётся только гадать… И выходить в новый поиск.
Константин рассказывает, что сегодня многие находки погибших кораблей становятся возможными благодаря развитию гидролокации. Постоянный партнёр «Поклона…» — Научно-исследовательский институт имени Тихомирова из подмосковного Жуковского, где такие гидролокаторы как раз делают.
Легендарный «Лефорт»
Забавная деталь: перед самым погружением дайверы ещё раз проверяют оборудование — своё и своего напарника. В том числе делают «контрольный» вдох из регулятора — загубника, если по-простому. А если в баллоне смесь с гелием, то эффект такой же, как если вдохнуть гелия из надувного шарика: несколько секунд говоришь тоненьким смешным голоском.
Я тем временем интересуюсь: не хочется ли этим ребятам, как и всем дайверам, иногда просто понырять в каком-нибудь тёплом море, поглазеть на кораллы и рыбок? Богданов, улыбаясь, рассказывает, что иногда, конечно, хочется. Но…
— Поиск, новый объект, на котором с момента его гибели никто до тебя не был, история, судьбы людей — в этом тоже есть невероятный драйв. Тем более что экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» набрала оборот, сложилась хорошая команда, и у нас есть возможности для продолжения поисков. Благодаря тому, что нас поддерживает «Транснефть» и Русское географическое общество (РГО), уже есть планы работы и на май, и на лето.
В прошлом году Константин Богданов получил премию «Человек года» Русского географического общества. Награду вручал председатель попечительского совета РГО президент Владимир Путин. Награда стала оценкой не только усилий команды «Поклона…» по поиску погибших во время войны кораблей, но и красивой точкой в удивительной истории обнаружения уникального парусника императорского балтийского флота «Лефорт».
— В 2013 году во время поисков мы, как и планировали, обнаружили в окрестностях Гогланда лодку С-9, — рассказывает Богданов. — А вот «Лефорт» стал случайностью. Точнее, так: это была не случайность, а промысел Божий. В тот день, суббота накануне Пасхи, пограничники (а это приграничный район) по каким-то своим соображениям закрыли нам возможность погружаться на С-9. Чтобы не терять время и хорошую погоду, мы решили поискать локатором ещё одну лодку, которая, предположительно, должна была находиться в том же районе, — Щ-320. На следующий день мы получили от пограничников добро, но к этому времени парусник уже был найден. «Лефорт» — легенда, с мечтами о которой жило не одно поколение поисковиков на Балтике. Примерное место между островами Гогланд и Большой Тютерс, где корабль затонул во время манёвра от резкого порыва ветра, было известно. Мы о нём иногда тоже говорили, но лишь как о мифической легенде. А тут — картинка с локатора. Гидролокатор даёт звуковой сигнал и принимает эхо. И опытный глаз Евгения Тутынина из института им. Тихомирова отличает, от чего отразился сигнал — камень, металл, дерево. Впрочем, тут на картинке было видно даже три мачты, хоть и поломанных во время крушения. Нырнули: огромный корабль, трёхмачтовый, трёхпалубный, везде останки людей — «Лефорт»!
Когда я понял, что мы действительно нашли «балтийскую легенду», начали думать, что делать. Такого класса кораблей не осталось. А этот, хоть и затонул, не горел, не повреждён в бою, не налетел на скалы. Поэтому захотелось сделать его максимально доступным.
У нас были долгие дискуссии с музейщиками — они хотели поднять вещи. Но в отношении к погибшему человеку нет разницы, берёшь ты его вещи для себя, друзьям показывать, или для государственного музея. Ну и что, что у музея есть официальная бумажка? С бумажкой, значит, хорошие, а без бумажки — плохие?
Мы начали изучать опыт. У норвежцев есть шикарная презентация затонувшего корабля в формате 3D. Но у них лишь вид снаружи. Нам же, благодаря нашим партнёрам, удалось пойти дальше и сделать виртуальный тур в формате 3D ещё и по внутренним помещениям — адмиральскому салону и второй орудийной палубе.
К слову, виртуальный музей «Лефорт» в таком виде открылся одновременно с этой публикацией «АиФ», вы можете стать его первыми посетителями. По словам Константина Богданова, в планах команды провести ещё одну экспедицию на корабль, чтобы закончить экспозицию, добавив в музей и третью орудийную палубу корабля.
А я тем временем пытаюсь понять, что заставляет людей раз за разом погружаться в холодную и почти всегда не очень прозрачную воду Балтики. Даже если речь идёт о «балтийской легенде». Немного поразмыслив, Богданов отвечает так:
— Когда мы находим очередную братскую могилу на дне, точно нет эмоций вроде: «Вау, круто, мы такие офигенные пацаны!». Кстати, я долго думал, почему на «Лефорт» погружаться психологически легко, хоть там и погибли 826 человек, а приходишь на подводную лодку — ощущение невероятной тяжести. Думаю, дело в том, что за «Лефорт» — за эти 826 душ — с 1857 года по всей России молились тысячи человек в сотнях храмов. А за этих моряков не молился, наверное, почти никто. И это очень чувствуется.
Мы каждый год просим Министерство обороны, чтобы по окончании экспедиции на место гибели найденных нами кораблей и лодок пришёл военный корабль, на котором, по традиции, присутствуют не только военные моряки, но и священники. Это важно и для нынешних моряков, и для тех, кто остался со своим кораблём в момент его гибели. За эти годы сложилось очень позитивное сотрудничество с главным командованием Военно-морского флота, накоплен положительный опыт взаимодействия с Балтийским флотом и командованием Западного военного округа во всех вопросах, когда речь идёт об увековечении памяти. Надеюсь, традиция сохранится и в этом году — в году 70-летия Победы. Тем более что священники Московской духовной академии будут служить не только панихиду, но и литургию под открытым небом. А когда на дне наконец будет установлена табличка с именами, прозвучат слова молитвы, а потом — оружейный салют, венок опустится на воду и сыграют гимн твоей страны, это… правильно!