Правда ли, что в Солнечной системе есть чёрная дыра?

Категория:  Космос
Ответ редакции

В журнале Physical Review Letters опубликована статья учёных из Великобритании и США. В ней выдвигается смелая гипотеза: за орбитой Нептуна скрывается первичная чёрная дыра. Что это такое и чем грозит Земле?

Загадочная Планета № 9

В течение нескольких последних лет астрономы и космологи высказывают предположения о том, что на окраине Солнечной системы может существовать ещё одна планета. Её масса должна быть в 10 раз больше массы Земли. Этот гипотетический объект, который называют Планетой № 9, может быть источником гравитационных эффектов, наблюдаемых учёными. Дело в том, что орбиты небесных тел, вращающихся вокруг Солнца и расположенных за Нептуном (так называемых ТНО — транснептуновых объектов), имеют необычные характеристики, которые пока не удаётся объяснить. Кроме того, астрономы фиксируют искривление света, которое должно происходить из-за гравитационного воздействия какого-то тела внушительной массы.

Основываясь на исследованиях, проведённых за последние годы, Якуб Шольц из Даремского университета (Великобритания) и Джеймс Анвин из Иллинойсского университета (США) высказали в своей статье предположение о том, что Планета № 9 на самом деле является чёрной дырой.

«Наша работа началась с того, что Джеймс и его жена Лаура пошли в планетарий Чикаго и посмотрели короткий документальный фильм о девятой планете. Он позвонил мне на следующий день, и мы стали выяснять, есть ли какой-нибудь другой объект, который мог бы имитировать планету. Мы придумали ряд забавных сценариев, — рассказывает Якуб Шольц. — Несколько месяцев мы анализировали данные различных исследований. А окончательно кусочки головоломки сложились, когда мы поняли, что сигналы рентгеновских лучей и гамма-излучения, испускаемые Планетой 9, могут быть способом наблюдения за чёрной дырой, окружённой ореолом тёмной материи. В некотором смысле цель нашего исследования — сообщить, что идея о первичных чёрных дырах, вращающихся вокруг Солнца, не так уж абсурдна, как может показаться. И, возможно, ей следует уделять больше внимания».

Размером с теннисный мяч

Первыми версию о существовании первичных чёрных дыр за орбитой Нептуна выдвинули учёные из Токийского университета. Шольц и Анвин учли их гипотезу и скорректировали её. Причём речь, возможно, идёт не об одной чёрной дыре, а об их «популяции» на задворках Солнечной системы.

Что же такое первичная чёрная дыра и может ли она угрожать Земле? Этим термином в космологии называют гипотетические объекты, которые возникли в момент начального расширения Вселенной, сразу после Большого взрыва (обычные чёрные дыры появляются вследствие гравитационного коллапса крупных звёзд). Причиной их возникновения могли стать простые колебания плотности материи, а благодаря своей стабильности они сохранились до настоящего времени.

Как и любая чёрная дыра, первичная обладает способностью поглощать вещество и даже частицы света: фотоны. Поэтому увидеть её, отыскав на небе с помощью телескопов, невозможно. Судить о ней учёные могут, лишь анализируя радиационное излучение вокруг неё: оно появляется, когда дыра пожирает объекты, оказавшиеся рядом.

Но ни Земле, ни другим планетам Солнечной системы эта чёрная дыра (если она действительно существует) угрозы не представляет. По расчётам астрономов, она в 10 раз тяжелее Земли, но это небольшая величина. Например, Юпитер массивнее Земли в З18 paз.

Примечательно, что при такой массе диаметр чёрной дыры не превышает диаметра теннисного мяча.