aif.ru counter

Послания потомкам и инопланетянам. О чём говорят «капсулы времени»?

Послания других цивилизаций вращаются на орбите, странные «шифровки» находят и на Земле.

Закладка «капсулы времени» в Нью-Йорке сроком на 5 тыс. лет, 1939 г.
Закладка «капсулы времени» в Нью-Йорке сроком на 5 тыс. лет, 1939 г. © / www.globallookpress.com

Человечество давно пытается донести информацию о себе — как своим потомкам, так и жителям далёких галактик. А само иногда находит послания из прошлого. Кто и зачем их оставил?

Письма об апокалипсисе

Не так давно в США обнаружили «капсулу времени Стива Джобса» — 4-метровую трубу, захороненную в полях штата Колорадо в 1983 г. Среди прочих предметов (кубик Рубика, музыкальные записи и баночное пиво) в 30-летней посылке была и компьютерная мышь основателя Apple. А во время демонтажа памятника Колумбу в Буэнос-Айресе в основании монумента нашли «бандероль из прошлого» от его строителей, замурованную почти сто лет назад, — с монетами, марками, банкнотами, книгами, газетами и другими предметами начала XX в.

Такие «послания к потомкам» обнаруживаются в разных местах по всему миру, в том числе и у нас. Но, кроме «пламенных приветов» от пионеров СССР и строителей БАМа на территории России, как считают палеоархеологи, можно найти и зашифрованные послания древних цивилизаций. «Капсулами времени» считают, например, знаменитые камни Ики в Перу — коллекцию из более 50 тыс. артефактов, — рассказал «АиФ» президент ассоциации «Протоистория» Николай Субботин. — Или находку швейцарского исследователя Эриха фон Дэникена в пещерах Боливии — позолоченные фигурки странных существ и до сих пор не расшифрованные тексты на металлических пластинах».

Камень Ики с изображением битвы людей с динозаврами.
Камень Ики с изображением битвы людей с динозаврами. Фото: Commons.wikimedia.org/ Brattarb

На поверхности гранитных валунов в окрестностях города Ика выгравированы невероятные сюжеты: древние обитатели Анд охотятся на динозавров и используют их как домашних животных, проводят сложнейшие операции вроде трепанации черепа и пересадки человеческих органов, в том числе сердца и головного мозга, наблюдают небесные тела с помощью подзорной трубы или телескопа. Есть в коллекции изображения и других изобретений, которые, как считается, не были известны индейцам, — колёсных повозок и загадочных летательных аппаратов, а также фигуры подводных животных, живших сотни миллионов лет назад, карты континентов и звёздного неба. Что это — искусная подделка или действительно информация для потомков от неведомых нам цивилизаций?

Есть мнение, что «депеши» из глубины веков могут оказаться не просто сведениями об изобретениях и познаниях, а предостережением о грядущих бедствиях или описанием уже состоявшейся глобальной катастрофы — столкновения Земли с гигантским метеоритом, атомной войны или сдвига оси вращения планеты. По одной из версий, подобные предупреждения древние строители заложили и в мегалитических памятниках, таких как Стоунхендж, пирамиды Южной Америки и Египта. «Вряд ли люди, пережившие глобальную катастрофу, стали бы тратить время и силы на возведение гигантских сооружений ради неведомых потомков. У них была бы одна задача — выжить», — сомневается Николай Субботин. «Не стоит искать послания в виде пирамид и мегалитов, — считал и исследователь аномальных явлений, руководитель движения „Космопоиск“ Вадим Чернобров. — Если апокалипсис произойдёт, выжившим некогда будет заниматься такими постройками... Не для „посланий потомкам“, кстати, предназначены и забетонированные, находящиеся глубоко под землёй библиотеки — это лишь способ сохранить книги на случай войны или стихийного бедствия».

Впрочем, примеры создания хранилищ информации для далёких потомков известны. Одну из таких «капсул времени» заложили в Нью-Йорке в 1939 г. сроком на 5 тыс. лет. Капсула весит 363 кг и сделана из сплава меди, хрома и серебра. Внутри — катушка ниток, кукла, книга бухучёта, пузырёк с семенами, микроскоп, 15-минутная кинохроника, микрофильм со словарём и др. В 1965 г. рядом была закопана вторая капсула. Оба послания зарыты на глубине 15 м в парке и должны быть вскрыты в 6939 г. А в 1940 г. в США было герметично запечатано послание «Крипта цивилизации» — «комната времени», где за дверью из нержавеющей стали хранятся микрофильмы с записью более 800 книг, аудиозаписи и фильмы. Вскрыть её планируется в 8113 г.

Шум дождя в космосе

По мнению Черноброва, гораздо выше шансы обнаружить «капсулу времени» на орбите Земли, на Луне, Марсе и других небесных телах. Но это будет послание не от земной цивилизации. Ведь человечество само запускает такие «письма» в космос. Почему бы нашим братьям по разуму во Вселенной не поступить так же?

Золотой диск «Вояджера» с информацией о челове- честве и местоположении Солнца в Галактике. Те- перь, если что, инопланетяне нас найдут.
Золотой диск «Вояджера» с информацией о челове- честве и местоположении Солнца в Галактике. Теперь, если что, инопланетяне нас найдут. Фото: Public Domain/ NASA/JPL - The Sounds of Earth Record Cover

Первую попытку сообщить о себе инопланетянам предприняли американцы в 1972–1973 гг. при запуске автоматических зондов «Пионер»: внутрь аппаратов были заложены пластинки из алюминия с графическими рисунками: силуэты мужчины и женщины, Солнечная система и траектория корабля, схемы атома водорода и положения Солнца в Галактике. В 1977 г. на борту аппаратов «Вояджер» в космос отправились позолоченные видеодиски со слайдами, содержащими важнейшие научные данные, виды Земли, сцены из жизни животных и человека, описания их анатомического строения и биохимической структуры, включая молекулу ДНК. Там же в двоичном коде указано местоположение Солнечной системы относительно 14 мощных пульсаров, а также записаны звуки: шёпот матери и плач ребёнка, голоса птиц и зверей, шум ветра и дождя, грохот вулканов и землетрясений, шуршание песка и океанский прибой, человеческая речь в виде приветствий на 58 языках, музыка Баха, Моцарта и Бетховена и др.

«На Земле у любых творений рук человеческих слишком мало шансов уцелеть в течение тысяч и тем более миллионов лет. Зато в космосе „капсулы времени“ могут храниться вечно, — утверждал Чернобров. — Спутники на высоких орбитах вращаются, не снижаясь и не сгорая в атмосфере. Есть, кстати, в околоземном пространстве и так называемые запретные орбиты, где неопознанные космические тела движутся против вращения Земли. Самый знаменитый из них — „неучтённый“, по выражению писателя-фантаста Александра Казанцева, спутник „Чёрный принц“, запущенный неизвестно кем и недосягаемый для радиолокаторов. Всего же таких „чёрных принцев“ отмечено около 20».

Алмаз с каплей крови

Уже 4 «капсулы времени» пересекли границы Солнечной системы. Запускали и послания, адресованные будущим поколениям Земли. Например, в 2008 г. на МКС был послан «Диск бессмертия», где содержится оцифрованное ДНК известных людей, в том числе физика Стивена Хокинга. Смысл акции в том, чтобы сохранить человеческую ДНК на случай апокалипсиса. В 2003 г. при поддержке ЮНЕСКО и Европейского космического агентства был начат проект спутника KEO с «письмами в будущее» от современных людей: каждый житель Земли мог оставить на сайте проекта или отправить по почте послание на любом языке, которое будет взято в космос. Кроме того, аппарат будет вмещать алмаз с каплей человеческой крови, воздух, морскую воду, почву, астрономические часы, человеческую ДНК, фотографии людей всех культур и энциклопедический сборник знаний о земной цивилизации. Предполагается, что спутник, по законам небесной механики, вернётся на орбиту Земли через 50 тыс. лет. Запуск его периодически откладывался, но всё же планируется осуществить его в 2019 г.

«Специально тратить деньги, чтобы отправить в космос некую „капсулу времени“, не нужно, — считает астроном, член бюро Совета РАН по космосу, академик Михаил Маров. — А попутно с научной исследовательской миссией — почему бы и нет? Даже обычная флешка с посланием инопланетянам или будущим землянам, помещённая на борт космического аппарата, в этом смысле может пригодиться. Однако если будущие инопланетные археологи захотят понять, что же случилось с нашей планетой после апокалипсиса, они вряд ли станут искать рассказ об этом на околоземной или лунной орбите. Скорее всего, наши „биографы“ с других планет будут вести свои раскопки и исследования на самой Земле».