Примерное время чтения: 7 минут

«Оплутонить». Как и почему Плутон лишили статуса планеты?

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Летом 2006 года в истории астрономии произошло уникальное в своем роде событие. Впервые в истории человечества количество планет в Солнечной системе не увеличилось, а уменьшилось. Речь шла не о космической катастрофе, а о бюрократическом решении.

«Улов» сына фермера

В 1840-х годах французский математик Урбен Леверье с помощью своих вычислений предсказал открытие планеты Нептун. В начале XX века Персиваль Ловелл построил математическую модель, согласно которой возмущения, фиксируемые при движении по орбитам самых дальних планет Солнечной системы Урана и Нептуна, вызваны существованием ещё одной планеты за орбитой Нептуна. Предполагаемое небесное тело получило название «планета Х».

Сам Ловелл, несмотря на упорную работу на протяжении долгих лет, так и не смог обнаружить предсказанное им небесное тело.

Повезло 24-летнему сыну фермера Клайду Томбо, не имевшему высшего образования. Энтузиаст астрономии, принятый на штатную должность лаборанта-фотографа Ловелловской обсерватории, в январе 1930 года обнаружил, что на трех фотоснимках зафиксирован объект, характеристики которого очень близки к искомой «планете X».

Клайд Томбо.
Клайд Томбо. Фото: Public Domain

13 марта 1930 года, в 75-летнюю годовщину со дня рождения Персиваля Ловелла, обсерватория официально объявила об открытии «планеты Икс». Первооткрывателем планеты международное астрономическое сообщество признало Томбо.

После этого исторического открытия Клайд поступил в колледж, затем продолжил обучение в Канзасском университете, а после всю оставшуюся жизнь отдал астрономии. За многие годы исследований он открыл сотни космических объектов, среди которых были крупные астероиды и кометы, однако открытие Плутона так и осталось крупнейшим достижением в его научной карьере.

Клайд Томбо ушёл из жизни 17 января 1997 года, не дожив менее трёх недель до своего 91-го дня рождения и оставив после себя, кроме научных достижений, двоих детей, пятерых внуков и восьмерых правнуков.

«Планеты X» не существует

Но с самого момента своего открытия Плутон находился, так сказать, «под подозрением». Всю середину XX века оценка массы Плутона постоянно пересматривалась в сторону уменьшения. Это указывало на то, что пресловутой «Планетой X», вызывающей возмущения Урана и Нептуна, он быть не может.

Полет «Вояджера-2» позволил получить результаты, по которым масса Нептуна была пересмотрена в сторону уменьшения на 0,5 %. На основании этих данных построили модель, указывающую, что никакой «Планеты X» не существует, и построенный на нее прогноз был следствием неточности расчетов.

За этим возник вопрос: а что же в таком случае представляет из себя Плутон?

Еще в период открытия Томбо ряд ученых заговорили о возможности существования так называемой «траснептуновой популяции» — целого пояса небесных тел, похожего на расположенный между Марсом и Юпитером пояс астероидов, только значительно больше. Была выдвинута гипотеза, согласно которой Плутон как раз и является одним из крупнейших представителей этого нового пояса.

Пояс доктора Койпера, который не верил в его существование

Американский астроном Джерард Койпер в 1951 году первым подробно описал то, как мог бы выглядеть этот пояс. Однако Койпер был уверен, что он существовал на ранних этапах формирования Солнечной системы, а затем рассеялся.

Лишь в конце 1980-х годов Дэвид Джуитт и Джейн Лу начали практическую работу над поиском объектов предполагаемого пояса. 30 августа 1992 года они объявили об обнаружении объекта (15760) 1992 QB1, который стал первым небесным телом во вновь открытом поясе. 31 января 2018 года объекту было присвоено название Альбион.

Пояс получил название «пояс Койпера», хотя, повторим еще раз, астроном не верил, что он существует до сих пор.

В поясе обнаружилась даже планета, которая более массивна, чем Плутон, — Эрида. Открытая в 2005 году, она претендовала на статус 10-й планеты Солнечной системы.

Как астрономы вынесли «приговор» Плутону

Но в августе 2006 года состоялась XXVI Ассамблея Международного астрономического союза. На проходившем в Праге совещании ученых было принято решение о пересмотре термина «планета».

Согласно принятому решению, планетой Солнечной системы называется объект, удовлетворяющий таким критериям:

1. Он должен обращаться по орбите вокруг Солнца и быть спутником нашей звезды, а не одной из планет.
  2. Он должен быть достаточно массивным, чтобы принять форму гидростатического равновесия (близкую к сферической) под действием своих гравитационных сил.
  3. Он должен расчистить окрестности своей орбиты (то есть он должен быть гравитационной доминантой и рядом не должно быть других тел сравнимого размера, кроме его собственных спутников или находящихся под его гравитационным воздействием).

Плутон не удовлетворяет третьему условию, так как его масса составляет всего 7 % массы всех объектов пояса Койпера.

Одновременно Ассамблея ввела термин «карликовая планета», и этот статус Плутону был присвоен наряду с транснептуновыми объектами Эридой, Седной, Макемаке, Хаумеа, а также расположенной в поясе астероидов Церерой.

Глагол «to pluto»

Надо сказать, что единства в астрономическом мире нет. Например, в 2019 году глава NASA Джим Брайденстайн заявил на Международном аэронавтическом конгрессе, что хочет вернуть Плутону статус планеты: «Я здесь чтобы сказать вам, что как руководитель NASA я верю, что Плутон — это планета... Некоторые люди утверждают, что небесное тело для того, чтобы считаться планетой, должно очистить свою солнечную орбиту. Если мы будем использовать это определение, то можно все планеты перевести в разряд карликовых, потому что среди таких тел нет тех, которые целиком очищают свою орбиту... Я думаю, что то, как астрономы определяют планету, должно быть основано на ее внутренней ценности, а вовсе не на тех параметрах, которые постоянно изменяются, в частности, на динамике орбиты».

В США вообще проявляли наибольшее недовольство решением МАС, и дело тут не только и не столько в научных спорах, а в том, что Плутон был единственной планетой, открытой американцем.

Американское диалектологическое общество признало глагол «to pluto» («оплутонить») новым словом 2006 года. Оно означает «понизить в звании или ценности кого-либо или что-либо», как это произошло с теперь уже бывшей планетой Плутон.

Плутон остается планетой в Иллинойсе

Дальше других в протестах пошли штаты Иллинойс и Нью-Мексико, где родился и жил Клайд Томбо.

13 марта 2007 года законодательное собрание штата Нью-Мексико единогласно постановило, что в его честь Плутон в нью-мексиканском небе всегда будет считаться планетой. 26 февраля 2009 года аналогичное постановление принял сенат штата Иллинойс, постановив, что Плутон был «несправедливо понижен до карликовой планеты».

Американский астроном Майкл Браун, открывший Эриду, заметил: «Несмотря на эту больше похожую на цирк сумасшедшую процедуру, мы так или иначе наткнулись на ответ. Это потребовало немало времени. В конце концов наука самокорректируется, даже если в обсуждении были сильные эмоции».

Не исключено, что через какое-то время астрономическая классификация вновь поменяется, и Плутон обретет какой-то новый статус.

Самой планете, в общем-то, все равно, что решают для себя представители цивилизации, удаленной от Плутона на огромное расстояние.