Названа причина вымирания последних мамонтов на планете

Daniel Naupold / www.globallookpress.com
Москва, 10 февраля - АиФ-Москва.

Последние мамонты на планете могли вымереть от генетических дефектов. Такие результаты представлены в исследовании американских учёных, статья с описанием которого опубликована в журнале Genome Biology and Evolution.

Последними мамонтами на Земле считаются шерстистые мамонты острова Врангеля. Если в основной своей массе шерстистые мамонты вымерли примерно 10-11 тысяч лет назад, в период последней ледниковой эпохи, то животные на арктическом острове жили ещё в течение шести тысячелетий после.

В 2017 году учёные обнаружили в генах мамонта острова Врангеля потенциально вредные генетические мутации и предположили, что именно это стало причиной вымирания животных. Поскольку популяция мамонтов была небольшой – от 100 до 300 особей – сложились условия, при которых было неизбежно родственное скрещивание, что повлекло за собой резкое снижение способности вида ограничивать вредные генетические мутации.

Американские учёные под руководством Винсента Линча из Университета штата Нью-Йорк в Буффало решили проверить эту теорию. Так, они сравнили ДНК мамонта острова Врангеля с ДНК трёх азиатских слонов и двух мамонтов, живших в период расцвета популяции (44800 и 20000 лет назад), а затем посмотрели, как в сравнении с ними функционировали гены мамонтов эпохи вымирания.

Линч пояснил, что речь идёт не просто о секвенировании генома, а фактически о воскрешении генов мамонтов. Гены были синтезированы и клонированы, а потом помещены в клетки эмбрионов слонов. Это было сделано для того, чтобы наблюдать, как белки, экспрессируемые генами, взаимодействуют с другими генами и молекулами.

В результате учёные обнаружили вредные мутации генов, участвующих в ряде важных функций: мужской фертильности, неврологическом развитии, передаче сигналов инсулина и обоняния.

По словам исследователей, изолированная островная среда позволила мамонтам спастись от хищников и человека, но стала причиной накопления генетических дефектов, которые и привели к вымиранию.

Линч подчеркнул, что также выводы учёных являются предостерегающей историей для существующих видов, которые находятся под угрозой исчезновения. Так, если популяции становятся маленькими, они могут накапливать вредные мутации, способствующие исчезновению вида.