Московскому планетарию исполнилось 95 лет — 5 ноября 1929 года он открыл свои двери для посетителей. Первый камень заложили 23 сентября — в день осеннего равноденствия, рассказала aif.ru научный директор Московского планетария Фаина Рублева.
Не случайно
«Дату выбрали не случайно, — говорит научный директор Московского планетария Фаина Рублева. — Строительные работы начались в день осеннего равноденствия».
Напомним, что еще он называется «осенней точкой». 23 сентября Солнце пересекает небесный экватор и переходит из северного небесного полушария в южное. Оно восходит точно на востоке и заходит точно на западе, находясь 12 часов над и 12 часов под горизонтом. День равняется ночи.
В северном полушарии наступает астрономическая осень, а в южном — весна. В день равноденствия Солнце одинаково освещает и северное, и южное полушарие. Линия смены дня и ночи проходит через полюса Земли, точно по меридианам.
После осеннего равноденствия продолжительность светового дня на широте Москвы начинает стремительно уменьшаться. За три месяца он теряет 5 часов. 23 сентября его продолжительность равна 12 часам, а 21 декабря — всего 7 часам.
«Вот уже 95 лет в московском планетарии зажигают звезды, — поделилась Фаина Рублева. — Каждый день здесь встречают посетителей, чтобы рассказать об удивительной красоте окружающего мира, о бесконечности вселенной».
Конструктивный проект
Идея построить планетарий в Москве принадлежит директору Института К. Маркса и Ф. Энгельса при ЦИК СССР и Главнауке Наркомпроса РСФСР Давиду Рязанову. Моссовет поддержал его инициативу и выделил на строительство 250 тысяч рублей. Место для строительства планетария выбрали на московской окраине. Там, где он сегодня находится, в 20-х года прошлого столетия были пустырь и огороды.
Оборудование для будущего планетария решили заказывать в Германии. Давид Рязанов для этого провел переговоры с компанией Carl Zeiss. Такой выбор объясняется тем, что эта знаменитая немецкая фирма в 1924 году построила свой планетарий. Ее оборудование на тот момент считалось самым лучшим в мире.
А в Москве два молодых архитектора-конструктивиста Михаил Барщ и Михаил Синявский взялись за разработку проекта. Здание планетария они предложили построить в форме яйца. Впоследствии теоретик конструктивизма Алексей Ган называл новое столичное научно-просветительское учреждение «оптическим научным театром».
Авторами был запланирован зал на 1400 мест, перекрытый куполом диаметром 25 м. Под куполом располагались также помещение касс и гардероб. Геометричность конструктивистского объема планетария подчеркивалась вынесенными за пределы здания винтовой лестницей и входом. Лестницы были спроектированы так, чтобы поток входящих зрителей не пересекался с потоком выходящих.
По проекту рядом с основным зданием планетария планировалось возвести также корпус астрономического музея и административно-хозяйственных помещений, но замысел остался нереализованным.
Закрытые просмотры
Уже в конце мая 1929 года, когда зрительный зал со сферическим куполом-экраном был готов, начался монтаж аппарата планетария, который Давид Рязанов заказал в Германии. 3 августа 1929 года его установка полностью была завершена. В этот день и состоялась приемка и показ работы планетария руководству Моссовета.
В течение августа, сентября и октября 1929 года происходили закрытые просмотры. Открытие планетария для широкой публики было намечено на октябрьские праздники. В итоге оно состоялось 5 ноября 1929 года. С тех пор этот день и считается днем рождения первого в стране планетария.
Сердцем здания стал звездный зал: на темном куполе над головами посетителей кружились звезды. А к 1934 году звезды уже мерцали, плыли облака, ходила по небу комета, колыхались полярные сияния, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения, ракета Циолковского летела с огненным хвостом. Ничего подобного не было ни в одном планетарии мира до конца 1950-х годов.
В предвоенные годы планетарий превратился в звездный театр. В купольном зале шли тематические спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». Декорациями для них служило звездное небо. Кроме того, начал работу первый астрономический кружок.
«Во время Отечественной войны планетарий не закрывался, — рассказывает Фаина Рублева. — Лишь однажды он прекратил принимать посетителей на два месяца. Сотрудники планетария внесли свой вклад в общее дело Победы. Помимо продолжающихся обычных массовых лекций для посетителей, они оказывали практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных занятий для разведчиков и военных летчиков».
Школа ракетостроения
Московский планетарий можно считать местом, где зарождалась советская школа ракетостроения. Здесь работали инженерно-конструкторские курсы. В подвале планетария были изготовлены и первые жидкотопливные ракеты. В планетарии была построена, а затем испытана в районе Останкино и первая двухступенчатая ракета.
После войны в Московском планетарии проходили стажировку штурманы полярной и дальней авиации, изучали звездное небо южного полушария те, кто прокладывал воздушные трассы в Антарктиду. Начиная с 1960 года в течение пятнадцати лет здесь проводились занятия по астронавигации с будущими покорителями космоса.
«Прославленный советский космонавт Алексей Леонов говорил, что дорога на Байконур для наших космонавтов начиналась в Московском планетарии, — рассказывает Фаина Рублева. — Для них специально проводились занятия по астрономической навигации. Лекции космонавтам читали ведущие сотрудники. Для этого специально они оставались дополнительно после того, как все посетители покидали планетарий».
В семидесятые годы Московский планетарий стал самым посещаемым в мире — от 800 тысяч до миллиона посетителей в год. В 1977 году аппарат, установленный в 1929 году, заменили новым — с автоматизированной системой управления.
Годы испытаний и реконструкция
1990-е годы стали для московского планетария испытанием — как и для всей страны. В 1994 году он был закрыт на капитальный ремонт. В 1996 году появился проект его комплексной реставрации, реконструкции и полного переоборудования с учетом самых последних достижений в области проекционных технологий.
«Планетарию для размещения экспозиции уже не хватало площадей, — рассказывает Фаина Рублева. — Тогда родился проект сохранения его исторического облика и расширения внутреннего пространства за счет пристройки музейного комплекса на месте бывшей астрономической площадки».
В ходе реконструкции здание планетария было поднято на шесть метров. Такое решение помогло справиться с основными проблемами «звездного дома»: обновлением оборудования, появлением дополнительных площадей для музейных экспозиций, оснащением по последнему слову техники аудиторий для астрономических кружков. В результате площадь планетария была увеличена с 3 тысяч квадратных метров до 12 тысяч.
«Мы делаем все возможное, чтобы посещение планетария превращалось в увлекательное путешествие, — говорит Фаина Рублева. — Все, что мы делаем, мы делаем для наших посетителей, которым всегда рады».