Примерное время чтения: 5 минут

Грядет искусственная зима. Зачем ученые хотят охладить Землю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Хотите жить — платите! 19/12/2018

Американские климатологи хотят провести в 2019 году необычный эксперимент. Они отправят в стратосферу воздушный шар с аэрозольным баллоном. В нём будет находиться карбонат кальция. На высоте 20 км химическое соединение распылится, а зонд, возвращаясь на землю, пролетит сквозь облако аэрозолей и проанализирует изменения, произошедшие в небе.

Учёных интересует, смогут ли частицы этого вещества отражать солнечные лучи столь эффективно, чтобы понизить температуру на поверхности Земли.

Зачем это надо?

Планета нагревается стремительно. Можно спорить о причинах глобального потепления, но само оно — бесспорный факт. С начала XX века средняя температура воздуха выросла на 0,74°C, причём две трети этого роста пришлись на период после 1980 года. Различные климатические модели показывают, что к концу XXI столетия температура поднимется ещё на 2°C, если принять мягкие меры (сокращать промышленные выбросы, развивать «зелёную» энергетику, восстанавливать леса), или на 4°C, если оставить всё как есть и об экологии особо не думать. Последствия — поднятие уровня океана, затопление прибрежных городов, массовая миграция, рост смертности и всевозможные природные катаклизмы — засухи, ураганы, наводнения...

Многие учёные считают, что мягких мер наподобие сокращения выбросов парниковых газов недостаточно — ситуацию они не исправят, потепление продолжится. И предлагают свои проекты, порой весьма радикальные. Такой комплекс мер называется геоинженерией.

Исследователи из Гарвардского университета собираются реализовать как раз один из геоинженерных проектов. На протяжении двух последних лет они разрабатывали аэрозоль, способный охладить планету и «залатать» озоновые дыры.

К чему это приведёт?

Учёные исходили из того, что выброс в стратосферу частиц, отражающих солнечный свет, непременно вызовет охлаждение Земли. Этот эффект они изучали, анализируя крупные извержения вулканов в прошлом, когда из-за завесы пепла весь мир на несколько лет погружался в зиму. Сначала планировалось распылить в стратосфере частицы сульфата. Но выяснилось, что это приведёт к появлению серной кислоты, а она повредит озоновый слой, защищающий поверхность планеты от солнечной радиации.

Тогда исследователи взялись искать другое химическое соединение для проведения эксперимента. Им стал карбонат кальция. Кроме того, что он отражает солнечный свет, он нейтрализует серную, азотную и соляную кислоты. Таким образом, озоновый слой в стратосфере разрушен не будет. Более того, карбонат кальция способен «затянуть» уже образовавшиеся озоновые дыры.

Однако эксперимент стоимостью около $3 млн вызвал нарекания других специалистов. Журнал Nature Geoscience предупреждает, что распыление аэрозолей в стратосфере может привести к непредвиденным последствиям — например, к потеплению Мирового океана и подъёму его уровня. Кроме того, понесут убытки аграрии — урожайность сельхозкультур упадёт.

Разумеется, речь идёт о ситуации, когда метод, предложенный гарвардскими учёными, будет поставлен на поток и начнёт применяться в масштабах всей планеты. А до этого ещё далеко.

Что ещё предлагается?

Недостатка в идеях у климатологов нет. Учёные из Университета штата Вашингтон предлагают создавать облака из морской воды. Они намерены распылять её высоко в атмосфере со скоростью несколько триллионов частиц в секунду с помощью специального сопла. По их расчётам, искусственные облака будут отражать часть солнечного света, что понизит среднюю температуру на планете.

Поскольку Мировой океан — это «кухня погоды» в масштабах планеты, большинство геоинженерных проектов связано с воздействием именно на него. Так, есть идея насытить морские воды ионами железа. Это стимулирует процесс фотосинтеза у планктона — тот начнёт более интенсивно поглощать из атмосферы углекислый газ, что снизит парниковый эффект.

Целая серия геоинженерных проектов нацелена на Арктику. В первую очередь — на уменьшение скорости таяния её льдов. Ведь ледовая шапка Арктики — это гигантское зеркало, которое отражает солнечные лучи, не давая нагреваться океану. Существуют проекты распыления над Северным ледовитым океаном всё тех же аэрозолей. Или, к примеру, пресной воды. Суть в том, что она замерзает при более высокой температуре, чем солёная — таким способом учёные надеются искусственно создать мощный слой льда.

Но влиять на климатические процессы на Земле можно и из космоса — в конце концов, именно оттуда приходит излучение Солнца. Американский астроном Роджер Энджел выдвинул идею, будто позаимствованную из фантастического фильма — развернуть в космосе огромный солнечный зонт, состоящий из 16 трлн кремниевых дисков. Вместе они образуют конструкцию цилиндрической формы по линии Солнце-Земля. Она будет отклонять часть солнечного света от нашей планеты. На худой конец, Роджер Энджел предлагает повесить на орбите большую группировку спутников. Астроном подсчитал, что такая флотилия создаст на поверхности Земли тень площадью около 300 млн. гектаров и снизит среднюю температуру воздуха.

Какими бы причудливым ни казались все эти идеи, они в любом случае лучше безумного предложения, которое тоже пришло кому-то в голову: провести где-нибудь в безлюдных регионах планеты серию мощных термоядерных взрывов. Они, дескать, поднимут в атмосферу огромное количество пыли, что приведёт к ядерной зиме и похолоданию.

Спасибо, конечно, но лучше уж глобальное потепление.