Примерное время чтения: 5 минут

Где находится Денисова пещера и чем она знаменита?

Категория:  Открытия
Ответ редакции

На Алтае в Денисовой пещере группа ученых из Института археологии и этнографии Новосибирска (ИАЭТ) нашла новый уникальный артефакт — фигурку пещерного льва, которая может являться древнейшей на территории современной Сибири. Изготовлена находка из бивня мамонта, ее длина — 4,2 см, возраст может достигать 45 тысяч лет, а точное назначение неизвестно. Фигурку, у которой отсутствует голова, украшает орнамент в виде насечек, также на ней заметны следы охры (минеральная краска желтого или красного цвета). Стиль фигурки напоминает стиль аналогичных находок из пещер на границе Франции и Германии. Об этом СМИ рассказал главный научный сотрудник ИАЭТ Михаил Шуньков. По его словам, ученые не исключают, что фигурка могла быть изготовлена представителями одного из подвидов древних людей — денисовцами.

Денисова пещера.
Денисова пещера. Фото: Shutterstock.com

Фигурка льва — не единственный артефакт со времен древних людей, обнаруженный в Денисовой пещере. Среди прочих находок были костяные орудия и украшения, подвески из зубов различных животных, скорлупы страуса и др. По мнению Шунькова, на данный момент именно в Денисовой пещере собрана наиболее полная и представительная коллекция костяных орудий.

Чем знаменита Денисова пещера?

Несмотря на то, что первые сведения о пещере встречаются в записях XIX века (о ней, как о не представляющей особо интереса, писал миссионер Василий Вербицкий), для науки Денисова пещера была открыта только в 1977 году. Тогда были заложены два первых разведочных шурфа (раскопа) и выполнены обмеры. В 1982 году начали комплексное исследование, с тех пор там ведутся археологические раскопки. Неподалеку от пещеры создали стационарный археологический лагерь института археологии Сибирского отделения РАН.

При раскопках ученым удалось обнаружить более 20 культурных слоев разных эпох и собрать более 80 тысячи экспонатов. Среди них орудия труда, предметы вооружения, украшения, останки животных (не менее 117 видов) и растений. Из необычных находок — отполированный и отшлифованный браслет из хлоритолита, редкого камня, способного менять цвет в зависимости от освещения. Примечательно, что ближайшее месторождение этого камня находится в 200 км от Денисовой пещеры.

Благодаря раскопкам в пещере удалось выяснить, что тысячелетия назад предгорья Алтая были заняты широколиственным лесами: там росли дуб, граб, маньчжурский орех и северные виды бамбука. Также именно Денисова пещера помогла ученым впервые установить строгую хронологию развития и смены древних культур, начиная от эпохи раннего неолита.

Почему Денисова пещера так называется и какое отношение к ней имеет денисовский человек?

Существуют две наиболее распространенные версии, почему сама пещера стала называться Денисовой. Согласно одной из них, в конце XVIII века в пещере жил святой старец-старообрядец Дионисий, который был отшельником и вел уединенный образ жизни, в миру его называли Денисом. По другой, рядом с пещерой были угодья пастуха Дениса, и в ней он укрывался от непогоды. Тем не менее, Денисовой пещера называется в русском языке, а коренные жители этих мест зовут ее Аю-Таш — «медвежий камень».

В Денисовой пещере были обнаружены останки неандертальцев. Именно из обнаруженного здесь образца останков неандертальской женщины впервые выделили полный геном неандертальцев. Однако эти люди — не единственные, кто обитал в Денисовой пещере за время ее существования. Так, в 2008 году были обнаружены другие останки, анализ которых показал, что они принадлежат к особой ветви эволюции рода Homo, которая отличается и от неандертальцев, и от современных людей. Этот вид назвали денисовский человек, по названию пещеры.

Как добраться до Денисовой пещеры?

Денисова пещера является природным и археологическим памятником, а также важным туристическим объектом. Находится она в Солонешенском районе Алтайского края, на правом берегу реки Ануй. У пещеры широкий вход, и в нее легко попасть даже без специального оборудования. Площадь Денисовой пещеры составляет 270 кв. м, длина — 110 м. У входа в пещеру есть грот. Его ширина и высота увеличиваются по мере продвижения внутрь и в самой широкой части достигают 10-11 м. В верхней части грота имеется сквозное отверстие с диаметром около 1 м.

Добраться до пещеры не так сложно: она расположена в 6 км ниже по течению поселения Черный Ануй. Со стороны города Бийска доехать до пещеры можно на автомобиле по направлению на Новотырышкино и затем — на Топольное. Если же ехать из Горно-Алтайска, двигаться нужно в сторону Россоши. Однако асфальтированной дороги к самой пещере нет. Туристам рекомендуют арендовать джип или обратиться за помощью к местным перевозчикам.