Скорость солнечного зайчика
Прийти на «Лабу», как называют это мероприятие сами участники, мог любой — от 10 до 110 лет. И недостатка в «лаборантах» не было. Событие традиционно поддержало Министерство образования и науки России, главным академическим партнёром стала РАН, фундаментальным партнёром — Российский научный фонд.
«Действительно, интерес людей растёт, — комментирует организатор научно-просветительской акции, бизнесмен Роман Авдеев. —Но нам ещё есть что улучшать и что развивать. Личное ощущение от происходящего события — всё правильно и здорово, потому что сегодня в зале не было равнодушных».
На площадке Mail.Ru Group яблоку негде было упасть. Школьники с родителями, бабушками и дедушками были в предвкушении. Зарядились самой настоящей космической едой: первым, вторым, на десерт — сладким фруктовым творожком. И — в бой. Особенно интересно было тем, кто пришёл проверить свои научные знания во второй раз.
В течение получаса эрудитам надо было ответить на все вопросы внушительной брошюры по самым разным направлениям. Может ли двигаться быстрее скорости света солнечный зайчик? Самая ли яркая из звёзд на небосклоне Полярная? Все ли металлы прочнее дерева? Равен ли ночи день в дни солнцестояния? Кого быстрее других солнце сожжёт на пляже? И многое, многое другое, заставляющее ребятишек и взрослых думать, анализировать и вспоминать.
«Отлично, что пришли не только школьники, — продолжает Роман Авдеев. — Я тоже честно участвовал, предварительно в ответы не заглядывал. Думаю, желание старших прийти на тотальный диктант, географическую проверку или вот в такую лабораторную — признак взросления общества. Быть учёным, заниматься наукой снова модно и престижно. В моём детстве это культивировалось, и я хотел стать учёным, потом, правда, сложилось по-иному, но интерес к науке не исчез».
Кстати, в этом году на вопросы «Открытой лабораторной» отвечали дети-сироты и приемные семьи — участники еще одного филантропического проекта Романа Авдеева — фонда «Арифметика добра», флагманской программой которого как раз и является дополнительное обучение сирот по основным общеобразовательным дисциплинам.
Опыты от «завлаба»
Сейчас принято считать, что современные дети поголовно не читают, имеют клиповое мышление и интересуются только интернетом. Но «Открытая лабораторная» наглядно показала, что окружающий мир детям не безразличен, что законы природы и космоса их интересуют так же, как в их возрасте они интересовали их бабушек и дедушек, если не больше. Быть может, преподавать им в современном мире надо иными способами? Какие они живые, общительные и открытые, когда нет страха перед невыученным уроком или экзаменом!
Совершенно ясно, что увлечь может только увлечённый. Такой, например, как руководитель лаборатории физики Политехнического музея Алексей Иванченко, который преподносит серьёзную науку ярко и увлекательно — без занудства и излишнего академизма. На «Лабе» он подробно разобрал с участниками все задания, а потом устроил демонстрацию таких опытов, которые точно не сотрутся из памяти и после которых физика станет в школе любимейшим предметом.
Впрочем все «завлабы» были неординарными — ведущие учёные России и мира, от популяризаторов науки до академиков РАН и руководителей международных лабораторий в лучших университетах.
Итак, Всероссийская научно-просветительская акция в этом году стала открытой. К нашей стране подключились Китай, Германия, Франция, Чехия, Казахстан, Азербайджан и другие зарубежные страны. И не важно, кто победил — школьник или академик. Всем нам вместе жить на одной планете, всем её познавать, беречь и любить.