Примерное время чтения: 10 минут

«Достанется всем!» Астроном — об объектах, которых реально стоит бояться

27 января мимо Земли просвистел очередной астероид. Объект под номером 2023 BU размером с грузовик прошёл всего в 3,6 тыс. километров над поверхностью планеты (это в 10 раз ближе, чем орбиты геостационарных спутников), но хуже всего, что его заметили лишь за несколько дней до сближения. Кстати, сделал это российский астроном Геннадий Борисов.

И хотя такой «камушек», войдя в плотные слои атмосферы, всё равно сгорел бы в ней, от этого не легче. Сам факт, что совсем рядом с нами пролетел ранее неизвестный астероид, настораживает и заставляет задуматься: а как у нас обстоят дела с защитой от угроз подобного рода? Неужели до сих пор учёные, сумевшие заглянуть в самые глубины Вселенной, не пересчитали и не внесли в каталоги все малые тела Солнечной системы?

Об этом aif.ru поговорил с астрономом и писателем, научным сотрудником Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН Леонидом Елениным, на счету которого 6 открытых комет и 125 астероидов (ещё около 1,5 тыс. ждут своего подтверждения).

«Последствия будут страшными»

—​ Леонид, сколько в Солнечной системе астероидов? И сколько процентов от общего числа известно учёным?

— Известно более миллиона астероидов. Но нас с вами интересуют те, которые относятся к околоземным или, как говорят астрономы, сближающимся с Землёй. Таких более 30 тыс. Из них более 1 тыс. — это крупные объекты диаметром свыше километра. Кто-то считает, что практически все такие астероиды открыты, но более вероятная оценка — 95% от их числа. Об этом говорит тот факт, что их продолжают открывать — так, осенью прошлого года обнаружили новый потенциально опасный астероид диаметром больше километра.

А что такое объект больше километра? Это континентальная катастрофа, выделение энергии в десятки тысяч мегатонн. Напомню, что тело, взорвавшееся над Подкаменной Тунгуской, было размером всего 80 метров, но этого хватило, чтобы повалить 2 тыс. квадратных километров тайги.

Континентальная катастрофа — это не значит, что погибнут и пострадают люди только на каком-то одном континенте, а на другой стороне Земли будут пить лавандовый латте и смотреть телевизор: ну что там у них? Достанется всем! В небо поднимутся триллионы тонн пыли и пепла, будут бушевать лесные пожары. Солнце исчезнет на несколько лет, начнутся неурожаи, а значит, и массовый голод. Последствия будут страшными.

Так вот, если километровые объекты мы знаем почти все (хотя, как я сказал, не все), то с телами меньшего размера всё обстоит гораздо хуже. Астероидов диаметром в сотни метров мы знаем считанные проценты от их общего количества. А тех, которые меньше 100 метров, знаем совсем ничтожную долю, практически нулевую. Хотя их численность, разумеется, самая большая.

— В таком случае нет ничего удивительного, что астероид 2023 BU заметили за несколько дней до сближения? В нём было всего-то 8 метров.

— По статистике, примерно половину небольших астероидов открывают уже тогда, когда они миновали Землю. Заметить объект размером в десятки метров за пару суток до сближения — тоже стандартная ситуация. К сожалению, таков на данный момент уровень возможностей человечества. И это при том, что за последние 30 лет мы далеко продвинулись, многое сделано, и практически каждый день астрономы открывают новые околоземные астероиды.

У американцев — приоритет в открытиях

Как это происходит? Наверное, вряд ли сейчас астрономы сидят в «стакане» телескопа, как раньше, и своими глазами смотрят в ночное небо?

— Сейчас всё делает компьютер и, если надо, информирует наблюдателя. Всё небо разбито на сектора, телескоп снимает выбранные области, делает по 3-4 прохода с разницей 15-20 минут. За это время можно заметить движение. Если объект на каждом кадре стационарен, то это звезда, она нам неинтересна. А если движется — значит, это малое тело. Тогда компьютер берёт координаты каждой точки, строит первоначальную орбиту и пытается определить, есть этот объект в каталоге или нет.

Если объект неизвестен, он сигнализирует человеку — наблюдателю. И тот уже смотрит: это действительно небесное тело или, может быть, ложное срабатывание, ошибка? Пока только человеческий глаз может это распознать. И если объект реальный, сведения о нём помещают на страницу подтверждения, где его видят уже все обсерватории мира. Оттуда его могут «подхватить»: пронаблюдать, уточнить орбиту и подтвердить, что объект действительно существует. Считается, что если нет такого независимого подтверждения, если только я снял этот астероид и больше никто, то его не зачтут.

Правда, есть нюанс: американцы так делать могут. Если их обсерватория пронаблюдала какой-то объект, то им его зачтут, и временное обозначение дадут. А если другие — то нет.

— О как! Значит, и в астрономию политика прокралась?

— Дело в том, что у американцев в этих наблюдениях больше опыта, лучше отлажен инструментарий, работает много квалифицированных специалистов. У них есть телескопы, которые дают очень точные измерения. В общем, у международного астрономического сообщества сложилось доверие к результатам их наблюдений, поэтому есть такой приоритет.

На самом деле, американцы открывают подавляющее большинство подобных объектов. 98% малых тел Солнечной системы открыто ими. За ночь они могут находить их с десяток штук.

— А мы? Ведь тот же астероид 2023 BU был замечен нашим соотечественником Борисовым. Это событие для нашей науки?

— Да, для отечественной астрономии это значимое событие, целый праздник. Геннадию Борисову повезло с этим открытием. Судите сами: за всю историю советские астрономы открыли немногим более полусотни околоземных астероидов. А их, как я сказал, известно более 30 тыс.

— Что, среди астрономов есть какая-то гонка, соревнование?

— Не то чтобы гонка, но жажда открытий всегда присутствует. Иначе зачем вообще в науку идти?

— Наверное, хочется, чтобы твоё имя увековечили в названии астероида?

— Это тоже.

— А если потом выяснится, что он угрожает Земле, и к нему отправят миссию, чтобы его взорвать и разнести на осколки?

— Ну что ж поделаешь. Ещё хуже, если не успеют отправить и он врежется в Землю. Тогда тебя будут недобрым словом вспоминать, причём очень долго.

Поистине бездонный источник опасности

— Кстати, о столкновениях. Из тех 30 тыс. астероидов, которые сближаются с Землёй, сколько потенциально опасных?

— На данный момент таких известно около 2300. Но тут нужно кое-что пояснить. «Потенциально опасный астероид» — это научный термин, и он несёт вовсе не тот смысл, какой в нём обычно видят. Он не означает, что этот объект может столкнуться с Землёй завтра, послезавтра, через месяц или через год. Он означает, что его орбита в некоторых точках минимально приближена к орбите Земли, а его размер больше определённого предела.

Для этого термина есть свои критерии. Если астероид может сблизиться с Землёй на 0,05 астрономических единиц (7,5 млн километров) и имеет размер 100-110 метров, он считается потенциально опасным. И за ним надо внимательно следить, чаще наблюдать, высчитывать его орбиту. Дело в том, что орбиты небесных тел постоянно меняются, они не похожи на проложенные трамвайные рельсы. На них воздействует гравитация Солнца, Юпитера, других планет и самых массивных астероидов. Поэтому астрономам приходится иметь дело с большими данными и проводить большие вычисления с очень высокой точностью. Если наблюдения за астероидом ведутся 10 лет, его орбиту с хорошей точностью можно рассчитать на 200 лет вперёд.

А потенциально опасными они называются потому, что когда-нибудь, через тысячу или даже через десятки тысяч лет, орбита может измениться так, что астероид станет потенциально опасным не в научном, а в бытовом смысле. То есть действительно станет угрожать столкновением с Землёй.

— Верно я понимаю, что таких пока нет? Ни один астероид реально Земле не угрожает?

— Из тех, что нам известны, что внесены в каталог, реальную опасность не представляет ни один. Много разговоров было об Апофисе. Когда его открыли в 2004 году, даже возникла паника: столкновение с этим объектом чревато континентальной катастрофой. Но дальнейшие наблюдения показали, что ни в 2029-м, ни в 2036-м, когда он сблизится с Землёй, столкновения не произойдёт. А дальше будем смотреть, как изменится его орбита.

— Смотрите, что получается. Из тех астероидов, что известны, ни одного реально опасного нет. Можно вздохнуть спокойно. Но при этом вы говорите, что мы знаем их ничтожно мало, объектов размером в сотни метров — лишь считанные проценты от их реального числа. Так значит, поводов для спокойствия вообще быть не может? Дамоклов меч постоянно висит над нами?

— Именно так. Какой-нибудь классический астероид группы Аполлон размером в 200 метров может выскочить совершенно внезапно. И это будет взрыв в несколько тысяч мегатонн.

Но это ещё не всё. Околоземные астероиды делятся на четыре группы. Упомянутые мною аполлоны, как и астероиды семейства Амура, пересекают земную орбиту с внешней стороны, атоны — с внутренней. А есть ещё группа Атиры. Эти объекты вращаются внутри земной орбиты и приближаются к нам только со стороны Солнца, поэтому мы их не можем наблюдать — они теряются в его лучах. Вот этих астероидов нам известно совсем мало, лишь несколько десятков. Но это не значит, что их действительно мало, мы их просто не видим. А они иногда тоже сближаются с Землёй и даже падают на её поверхность. Челябинский метеорит был именно таким, он прилетел со стороны Солнца.

Ещё одна большая угроза исходит не от астероидов, а от долгопериодических комет. Они приходят к нам напрямую из облака Оорта — сферической области Солнечной системы, которая находится очень далеко, но наполнена десятками триллионов ледяных глыб размером более километра. Это поистине бездонный источник опасности. Причём опасности в принципе непредсказуемой. Такая комета может явиться из любой точки неба, прилететь хоть со стороны полюса, а в этой области неба обзоры делают не так часто.

— И какова вероятность прилёта такой кометы?

— Конечно, вероятность мала. Риск, выйдя из дома, получить кирпичом по голове, намного выше. На заре формирования планеты её бомбардировка кометами происходила постоянно, это была такая массированная атака, а потом она прекратилась.

Но столкновение с небесными телами — это нормальный с точки зрения астрономии процесс. У астрономов в ходу такая шутка: у нас нет вопроса, случится это или нет; у нас вопрос — когда? Потому что рано или поздно точно случится. В какой-то момент всё совпадёт. Недавно была научная статья на эту тему: по новым оценкам, столкновения Земли с кометами диаметром один километр, прилетающими из облака Оорта, должны происходить примерно раз в 200 тыс. лет. По космическим меркам, это достаточно часто.

15 февраля, в день 10-летия падения Челябинского метеорита, читайте на aif.ru продолжение беседы с Леонидом Елениным. Он расскажет о том, какой урок извлекли учёные из этого события, как наладить наблюдения за астероидно-кометной опасностью и что делать, если столкновение с небесным телом станет неизбежным.