Примерное время чтения: 5 минут

Динозавры не были такими страшными, как в кино. Это доказали палеонтологи

Схватка спинозавра и тиранозавра в долине юрского периода. 3d иллюстрация рендеринга. Shutterstock.com

Палеонтологи утверждают, что динозавры в действительности могли быть не столь страшными, как их «малюют» художники и киношники. Жуткий и пугающий стандарт их изображения окончательно установился после культового фильма «Парк Юрского периода».

Это не первоапрельская шутка, а серьезное исследование, опубликованное в свежем номере знаменитого научного журнала «Сайенс» (Science). Конечно, палеонтологи не говорят, что тираннозавры были милашками, просто они были менее страшными, чем мы думаем.

Царя монстров рисовали по образу и подобию крокодила

Они изучали одного из самых знаменитых героев фильма - тираннозавра рекс (Tyrannosaurus rex). Его назвали царем не случайно (rex на латыни - царь или король), это крупнейшее доисторическое животное, передвигающееся на задних ногах и с небольшими передними лапами, имеет длинный хвост и огромную жуткую морду. Даже при смыкании челюстей, торчат большие и острые как бритва зубы, как у аллигатора. Они реально пугают, кто это видел – не забудет никогда. Такой образ был вдохновлен крокодилами, их считают родственниками динозавров.

Так вот по мнению авторов исследования, зубы тираннозавров не торчали угрожающе, а прятались за губами. Поэтому, в действительности они были больше похожи не на крокодилов, а на варанов. Конкретно ученые сравнивают тираннозавра с комодским вараном, самой большой ящерицей, достигающей 4 метров и обитающей в Индонезии. Она тоже конечно не кролик и не кошечка, но явно не так устрашающа, как аллигаторы. Да и зубы у монстра, скорее всего, были не столь огромными.

Будет ли революция в науке и палеоискусстве

«Это меняет наши представления о внешнем виде и строении рта этих культовых хищников, - пишут палеонтологи в «Сайенс», - и имеет широкие последствия для наших интерпретаций других наземных животных с большими зубами». По сути, ученые намекают на революцию в палеоискусстве, предлагая пересмотреть изображение и многих других динозавров.

Не нужно недооценивать серьезность этого шага. Палеоискусство – очень популярная и сильно коммерциализированная сфера. Здесь сложились свои стандарты, которые долго подкреплялись научными исследованиями. И изначальная нацеленность на монструозность играет ключевую роль. Благодаря этому, не только дети, но и многие взрослые серьезно увлечены динозаврами. Это большой бренд, они присутствуют в популярном кино, компьютерных и реальных играх, в литературе.

Акварель Duria Antiquior геолога Генри де ла Беша, изображающая жизнь в древнем Дорсете на основе окаменелостей, найденных Мэри Эннинг. Фото: Shutterstock.com

Наука в жанре фантастики

Мало кто из этих людей догадывается, что палеоискусство никогда не было реализмом. Во многом, это изобразительное фэнтези. С самого начала этого жанра, со знаменитой картины Duria Antiquior (Более древний Дорсет), нарисованной палеонтологом Генри де ла Бешем в 1830 году, это было фантастическое и коммерческое искусство.

Имея в руках окаменелости и остатки скелета, ученые придумывали образ всего динозавра. Великий Жорж Кювье говорил, что по одной кости может восстановить весь облик животного. На самом деле, это было сильное преувеличение. Но народ жаждал монстров, и палеонтологи по 3-4 сохранившимся костям придумывали целого монстра.

Особенно в этом преуспел анатом и палеонтолог Ричард Оуэн, воспроизводивший их в полную величину. Такими динозаврами (кстати, это слово придумано именно им, и переводится как «чудовищный ящер») он заполнил в 1850-е огромный Хрустальный дворец, сделанный из стекла, и местность вокруг него. Можно сказать, что это был первый «парк Юрского периода». Шоу было супер популярным, а внутри статуи самого большого монстра игуанодона в 1853 г. он устроил знаменитый новогодний ужин.

И вот как потом показало развитие палеонтологии, все эти динозавры были фантастическими животными, никогда не существовавшими. Со временем ученые находили хорошо сохранившиеся скелеты, включавшие до 90% костей. И по ним уже можно было более реально воспроизвести динозавров. Касается это и тираннозавра, есть три скелета, которые содержат от 65 до 85% его костей. А во времена Оуэна, его останки вообще ещё не были найдены.

Нет предела совершенству и реализму

Но даже динозавры, воспроизводимые палеохудожниками на основе хорошо сохранившихся скелетов, все равно во многом фантазийны. Мы не знаем их реального облика, поскольку мягкие ткани практически никогда не сохраняются, и ученые с художниками додумывают мускулатуру, покров тела и прочие детали. Пример, с губами тираннозавра это хорошо подтверждает. И таких открытий еще будет немало.

А скандалов вокруг них еще больше. Это показывает история, многие палеонтологи были очень склочными личностями. И знаменитый ученый Роберт Оуэн, один из них. Будьте уверены, после исследования тираннозавра холивары начнутся и среди фанатов. Споры о том, кто прав, будут идти не на жизнь, а на смерть. Как битва динозавров в «Парке Юрского периода».