Что такое солнечная корона?

Категория:  Космос
Ответ редакции

В понедельник, 14 декабря 2020 года, во время полного солнечного затмения можно будет увидеть астрономическое явление под названием «солнечная корона». Это серебристое сияние с лучистой структурой, которое ореолом окружает Луну, закрывшую собой Солнце. Следующее полное солнечное затмение состоится 4 декабря 2021 года, однако его максимальную фазу можно будет увидеть только в районе Антарктиды.

Фото: Commons.wikimedia.org

Что представляет собой солнечная корона?

Корона — верхний слой атмосферы Солнца, который из-за его невысокой яркости можно увидеть без аппаратуры лишь во время полных солнечных затмений. С помощью же специальных телескопов — коронографов — можно закрывать солнечный диск искусственно и наблюдать корону в любое время.

Для более детального изучения короны Солнца используют специальную рентгеновскую оптику, так как основное излучение короны из-за ее высокой температуры лежит в рентгеновской части солнечного спектра. Инструмент выводят за пределы атмосферы Земли с помощью геофизических ракет или устанавливают на одном из спутников.

Что необычного известно о солнечной короне?

Еще после первых наблюдений в начале XX века ученые подумали, что в короне есть неизвестное нам вещество, которое они окрестили коронием. Но оказалось, что из-за высокой температуры в верхнем слое атмосферы Солнца (свыше 1 000 000 °C) водород и гелий полностью ионизируются, теряя все электроны и прекращая производить спектральные линии излучения. И вместо них в видимой области солнечного спектра доминируют элементы, которые там обнаружить не ожидаешь: сильно ионизованные атомы железа и кальция.

Структура солнечной короны чрезвычайно сложна и динамична, зависит от пространственного распределения активных образований на поверхности Солнца и от фазы солнечного цикла. Она содержит множество «особых» элементов, рассказывается на сайте Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П. Н. Лебедева Российской академии наук. К таким элементам относятся:

• Корональные петли. Они состоят из замкнутых линий магнитного поля, их часто окружают солнечные пятна и активные области. Одни петли «живут» несколько дней, а другие — несколько недель.
  • Корональные стримеры — вытянутые яркие шлемообразные структуры с открытой вершиной, часто формируются над пятнами и областями повышенной активности. Они образуются из крупных петель магнитного поля и могут удерживать над поверхностью Солнца протуберанцы и волокна.
  • Протуберанцы — плотные конденсации холодного вещества, которые наблюдаются на краю солнечного диска над его поверхностью.
  • Волокна — темные вытянутые структуры, хорошо видимые в солнечной хромосфере (неоднородный слой солнечной атмосферы, расположенный над фотосферой — видимой поверхностью Солнца). Представляют собой конденсации из плотной и более холодной, чем окружающее вещество, плазмы и видны в проекции на солнечный диск.

Солнечная корона достигает орбиты Земли в виде постоянно движущегося потока плазмы (солнечного ветра) и простирается еще дальше: за пределы орбит Юпитера и Сатурна. Иными словами, жизнь планеты Земля происходит в атмосфере Солнца, отмечают в Московском планетарии.

Что за солнечное затмение 14 декабря?

Вечером 14 декабря 2020 года ожидается солнечное затмение, максимальная фаза которого придется на 19:13 по московскому времени. В максимуме затмение продержится 2 минуты 10 секунд. «Вживую» это явление жителям России увидеть не удастся, однако на YouTube-канале Московского планетария будет вестись онлайн-трансляция. Она начнется в 17:25 по Москве и будет сопровождаться комментариями астронома Олега Угольникова.