Открыта черная дыра, создающая новые звезды

В одной из галактик открыта черная дыра, поведение которой может внести серьезные коррективы в существующую ныне теорию звездообразования. Дело в том, что она, как полагают астрономы, способствует появлению новых звезд, вместо того, чтобы разрушать старые.

Черная дыра со столь необычным «поведением» была открыта в галактике Центавр А (она же NGC 5128). Она удалена от Земли на расстояние 13 миллионов световых лет. Ее можно увидеть невооруженным глазом, если обладать очень острым зрением.

На полученных телескопом «Хаббл» изображениях видно, что возле вызванного черной дырой потока вещества имеются так называемые «внутренние нити». Это мощные источники излучения в видимом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах.

В окончании ближайшей к потоку нити имеются молодые звезды, возраст которых одинаков с возрастом наблюдаемого потока. Они образовались из центральных областей газо-пылевых облаков, имеющих максимальную плотность.

Астрономы полагают, что открытое ими явление было широко распространено в молодой Вселенной, в которой газовых облаков существовало намного больше, чем сейчас. Авторы исследования не исключают, что современные модели образования звезд и галактик нуждаются в пересмотре.

До сих пор астрофизики считали, что черные дыры препятствуют звездообразованию, создавая своей сильнейшей гравитацией уничтожающий газовые облака поток вещества.

Черными дырами называют области пространства с чрезвычайно высокой плотностью, которые, как считается, имеются в центре практически всех галактик. Время от времени гравитация этих областей пространства создает процесс оттока вещества. Галактический газ, при проходе через него потока этого вещества, спрессовывается, нагревается и отбрасывается в сторону. Поскольку же звезды образуются именно из этого газа, прохождение потока существенно влияет на процесс звездообразования.

Недавно британские астрономы обнаружили в центре галактики Млечный путь, в которой расположена Солнечная система, сверхмассивную черную дыру. Это образование ежедневно поглощает астероиды.