Телефонные мошенники придумывают все новые способы грабить людей. Чаще всего жертву убеждают в том, что ее накопления находятся «в опасности», поэтому средства нужно перевести «на безопасный счёт». Другой вариант: звонок «от следователя», который сообщает, что вы замешаны в «финансовых махинациях».
И в том, и в другом случае задача злоумышленников — напугать человека тем, что он может потерять сбережения. Ведь паника — благодатная почва для выманивания денег с карты.
Недавно Центробанк назвал фразы телефонных мошенников. Если вы услышали это по телефону — нужно немедленно повесить трубку.
Какие фразы чаще всего используют мошенники?
«Я сотрудник Центробанка» — в ЦБ подчеркнули, что их сотрудники не звонят и не пишут гражданам для совершения банковских операций.
«Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция» — в таких случаях банки сами приостанавливают операции и блокируют счёт. А если и связываются, то через банковское приложение и с просьбой не совершать операции.
«Ваши деньги нужно перевести на специальный безопасный счет» — таких счетов не существует. Задача преступника: заставить человека добровольно перевести сбережения.
«Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию» — сотрудники правоохранительных органов не сообщают о ходе расследования по телефону и не просят граждан удаленно участвовать в задержании мошенников. Мошенники просто стремятся напугать жертву и оградить от общения с людьми, которые могут посеять сомнения, привести в чувства и «снять с крючка».
«Оформлена заявка на кредит» — таким образом преступники пытаются запугать жертву тем, что на ее имя кто-то взял займ. В ЦБ предупредили: если клиент банка лично не оставлял заявку, не нужно продолжать такой разговор.
«Истекает срок действия сим-карты» — у сим-карты нет срока годности, вас попросту обманывают. Задача преступников — выманить данные. Сценарий может быть разным, например, оформление дубликата сим-карты по поддельной доверенности. Но итог всегда один: мошенники получат доступ ко всем вашим онлайн-банкам.
«Продиктуйте код из СМС-сообщения» — такой код является аналогом подписи клиента, поэтому его нельзя никому сообщать.
«Вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка» — мошенник будет спрашивать данные банковской карты (хотя, у настоящих сотрудников они и так есть), а затем код из СМС. При этом, если спросить у «сотрудника», сколько денег осталось на счету у клиента, он не сможет ответить.
«Преступники часто представляются сотрудниками ведомств и присылают в мессенджерах поддельные удостоверения, применяют методы социальной инженерии и знают, как вызвать в человеке нужные эмоции. Но есть фразы, которые мошенники особенно любят, и, если вы их услышали — сразу кладите трубку», — говорится в сообщении в Telegram-канале Центробанка.