Довольно необычное происшествие случилось в небе в районе аэропорта Лос-Анджелесе. Пилоты утверждают, что они встретили человека, совершавшего самостоятельный полет без самолета и вертолета. Американский «Карлсон» попался на глаза летчикам на высоте свыше 900 метров.
«Мы только что прошли мимо парня в реактивном ранце»
Первым об инциденте сообщил лас-анджелесский канал Fox 11. По сведениям журналистов, экипаж одного из самолетов авиакомпании American Airlines сообщил диспетчеру авиагавани о том, что «пролетел мимо парня с реактивным ранцем».
По словам летчиков, неизвестный появился на высоте более 900 метров, примерно в 300 метрах от самолета. Человека за бортом видели как командир воздушного судна, так и второй пилот. В связи с этим диспетчер стал оповещать экипажи лайнеров, прибывающих и вылетающих из аэропорта Лос-Анджелеса, о наличии в небе потенциальной опасности. Представитель Федерального бюро расследований подтвердил каналу Fox 11, что к ним поступила информация о неизвестном, летавшем в районе аэропорта. В настоящее время проводится проверка, которая должна прояснить, что же все-таки произошло на самом деле.
Телеканал АВС 7 опубликовал запись переговоров экипажа с диспетчером:
«Пилот: Башня, это Америкэн-1997, мы только что прошли мимо парня в реактивном ранце.
Диспетчер: Америкэн-1997, хорошо, спасибо. Он был слева или справа от вас?
Пилот: Слева, может быть, ярдах в 300 или около того от нас, примерно на нашей высоте».
По данным репортеров, аналогичный доклад поступил и от экипажа самолета компании Skywest: «Мы только что видели парня, пролетевшего мимо нас на реактивном ранце».
Искушение «ранцевым жилетом»: с чего все начиналось
Эксперты в настоящее время обсуждают, что это могло быть на самом деле. Некоторые полагают, что за человека с ранцем летчики могли принять крупную связку воздушны шаров или метеозонд. Впрочем, специалисты отмечают, что в момент происшествия было светло, а летчики описывают неизвестного как «человека с реактивным ранцем» весьма уверенно.
Не исключается версия о том, что речь идет о рекламном трюке, но кто и что мог рекламировать подобным образом, тоже непонятно. Многие считают абсурдной саму возможность появления человека на подобной высоте, но здесь не все так просто.
Еще в 1950-х годах американец Томас Мур, работавший с вывезенными из Третьего Рейха немецкими инженерами во главе с Вернером фон Брауном, придумал индивидуальный летательный аппарат, который он назвал «реактивным жилетом». «Реактивный жилет» работал на перекиси водорода. В 1952 году Мур сумел получить грант в 25 тысяч долларов от армии США на создание и опробование своего устройства. «Реактивный жилет» был изготовлен и на стендовых испытаниях сумел на несколько секунд приподнять пилота над землёй.
Впрочем, образец оказался плохо управляемым и развития не получил.
Однофамильцу Томаса Мура Венделлу Муру удалось продвинуться дальше. Его ракетный ранец к 1961 году был способен поднимать человека на высоту 10 метров и совершать полеты на дальность до 120 метров продолжительностью до 21 секунды. Ранец Мура даже продемонстрировали президенту США Джону Кеннеди. Военные, выделявшие деньги на проект, были, однако, разочарованы и от дальнейшего финансирования отказались.
К 1969 году Венделл Мур и Джон Налберт разработали турбореактивный ранец Jet Belt. На 7-метровой высоте пилот совершал полеты на дальность до 100 метров и мог находиться в воздухе до 5 минут. Однако все эти результаты годились скорее для яркого шоу, нежели для практического применения. В 1984 году Билл Сьютор, совершивший более 1200 полетов на реактивном ранце, принял участие в церемонии открытия летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.
«Высший пилотаж на большой высоте»: как пилот на реактивном ранце поднялся почти на 2 км
В 2000-х годах, на новом технологическом этапе, инженеры вернулись к идее реактивного ранца.
Швейцарец Ив Росси построил ранец-крыло собственной конструкции, названный Jet Man. Изначально он не предусматривал взлета с земли — пилот стартовал с самолета, вертолета или воздушного шара. Сам конструктор совершил на своем детище множество полётов, в том числе перелетел Ла-Манш, пролетел над Большим Каньоном, а также над швейцарскими Альпами в строю с двумя истребителями ВВС Швейцарии.
В конце 2019 года Росси вывел свой проект на принципиально новый уровень — доработанная модель ранца-крыла позволяет совершать вертикальный взлет с земли. В 2015 году Росси совершал парные полеты вокруг небоскреба «Бурдж-Халифа» в Дубае вместе со скайдайвером Винсом Реффетом. В феврале 2020 года компания Jetman Dubai сообщила об успешном полете Реффета, который достиг на реактивном ранце-крыле с четырьмя небольшими реактивными двигателями высоты в 1800 метров. Сначала пилот Jetman взлетел на высоту пяти метров над водой на пляже Джумейра и завис в воздухе примерно на 100 секунд, демонстрируя способность управлять полетом, после чего вернулся на взлетную полосу. Затем Реффет приступил к основной части полета. Высоты в 1 км ему удалось достичь всего за 30 секунд. Средняя скорость полета составляла 240 км в час. Поднявшись до высоты 1,8 км, Реффет начал снижение, на 1,5 км раскрыл парашют, после чего благополучно приземлился.
«Это первый случай, когда пилот Jetman совместил безопасное зависание на небольшой высоте и высший пилотаж на большой высоте в одном полете», — сообщила компания Jetman Dubai.
Существует несколько альтернативных проектов реактивных ранцев-крыльев, обеспечивающих полет на больших высотах. В частности, проект «Грифон» немецкой компания ESG позволяет пилотам выходить из самолета на высоте 10 км и лететь 40 км, неся до 50 кг оборудования. Посадка производится путём отключения двигателей и вертикальным спуском на парашюте. «Грифон» разрабатывается в интересах военных.
Таким образом, появление человека с реактивным ранцем на высоте 900 метров теоретически возможно. Однако обычно полеты подобного рода проводятся с обеспечением максимальных мер предосторожности и в стороне от трасс полетов гражданской авиации.
Возможно ли, что некий одаренный инженер, построив собственный реактивный ранец, летает в районе аэропорта Лос-Анджелеса, наплевав на свою безопасность и безопасность окружающих? Установить это должны сотрудники ФБР, которые сейчас ищут новоявленного «Карлсона», словно фрекен Бок пропавшие плюшки.
Если, конечно, вся эта занимательная история не является мистификацией американских журналистов.