Примерное время чтения: 4 минуты
3666

Легкий корпус погубил. О том, что «Титан» опасен, давно твердили эксперты

Батискаф Титан.
Батискаф Титан. www.globallookpress.com

На несколько часов осталось кислорода на борту потерянного в Атлантике батискафа. Газета Daily Mail, ссылаясь на английских экспертов по безопасности, утверждает, что он кончится даже раньше прогнозируемого: в 12:08 по Лондону (это 14:08 по московскому времени). И всплывают шокирующие подробности: каждый турист перед посадкой на экскурсионный корабль подписывал документ, что уведомлен: батискаф — экспериментальная модель, и никаких претензий в случае ЧП к компании у человека не будет.

После пропажи и вероятной гибели глубоководного батискафа «Титан» в водах Атлантического океана в офис компании OceanGate поступают сотни неудобных вопросов о том, как такое могло произойти? Несмотря на заявления о безопасности подводного судна, возникают сомнения в высокой надежности батискафа. Какие же у него были технические недостатки?

Ответственность турист берет на себя

Компания OceanGate была основана в 2009 году предпринимателем Стоктоном Рашем, имевшим обширные связи с руководством оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности США. Среди заявленных целей компании, помимо прочего, отмечалась туристическая и экскурсионная деятельность. Глубоководный аппарат «Титан» проектировался специально для организации экскурсионных погружений, в том числе и к затонувшим лайнерам, таким как «Титаник».

Первое погружение к «Титанику» на глубину 3800 м произошло в июле 2021 года. Аппарат успешно достиг погибшего корабля «Титаник», сделал впечатляющие кадры радиорубки, из которой подавался сигнал бедствия. В составе экипажа находился сам Стоктон Раш, заявивший, что этим погружением открываются врата в глубоководный мир для всех желающих. Второе погружение к «Титанику» в 2022 году было уже коммерческим. За экскурсию к погибшему лайнеру подводные путешественники тогда платили от 100 тысяч долларов.

Между тем многих именитых клиентов настораживал тот факт, что перед погружением им предлагалось подписать документ, в котором глубоководный батискаф «Титан» именовался экспериментальным. Клиенты брали на себя всю ответственность в случае возникновения нештатных ситуаций, способных привести к гибели судна и его экипажа.

Корпус из углеродосодержащих материалов их и погубил

Аппарат действительно был экспериментальным. Корпус батискафа изготавливался из композитных углеродосодержащих материалов, успешно применяющихся в аэрокосмической промышленности. Толщина стенок корпуса составляла 13 см, а снаружи композитной сферы находилась другая сфера из титана, защищающая ее от внешних воздействий.

Аппарат имел балласт, при сбросе которого батискаф мог подниматься на поверхность, как поплавок.

Подобная конструкция аппарата вызывала много вопросов у инженеров. По информации New York Times, профессиональное сообщество критиковало OceanGate за игнорирование ряда замечаний экспертов и недооценку рисков.

Основное достоинство корабля, а именно композитный корпус главной сферы, называли ведущим недостатком. Дело в том, что этот материал способен нести нагрузки только в определенно заданных направлениях. Композит плохо сопротивляется ударам и нагрузкам на сдвиг, что приводит к его стремительному разрушению. Высокая прочность материала компенсируется крайней хрупкостью. При этом внешний корпус из титана тоже обладает недостатками. Из-за трудностей изготовления этот металл обладает неоднородностью, способной привести к разрушению.

Именно по этой причине для строительства сверхглубоких аппаратов «Мир» титан и композитные материалы были отвергнуты. «Миры» создавались финской компанией Rauma-Repola из специальной лигированной марагеновой стали с большим содержанием кобальта, никеля, хрома и титана. Соотношение прочности и плотности у нее было на 10% лучше, чем у титана, благодаря чему корпус «Миров» мог держать давление воды на больших глубинах и мог сопротивляться ударным нагрузкам.

К сожалению, у глубоководного аппарата «Титан» корпус был изготовлен из других материалов. Возможно, скрытые повреждения корпуса могли дать о себе знать в процессе погружения, из-за чего он мог разрушиться, что и могло бы, вероятно, привести к гибели «Титана» и всего его экипажа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах