Соблюдение гражданами режима самоизоляции сегодня контролируют на улицах сотрудники полиции.
О том, как в таких условиях работают ППС и участковые и как удаётся наладить взаимодействие с представителями власти в регионах, «АиФ» рассказал начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ (ГУОООП) МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Валяев.
Контроль за самоизоляцией
Екатерина Барова, «АиФ»: Юрий Константинович, как эпидемия коронавируса отразилась на работе ваших подчинённых?
Юрий Валяев: Нагрузка на сотрудников полиции, конечно, существенно возросла. В полтора раза увеличена плотность нарядов полиции на улицах и в иных общественных местах. Плюс обеспечивается правопорядок в местах дислокации обсервационных пунктов, лечебных учреждений и иных организаций, участвующих в реализации мер по противодействию распространения коронавируса.
Совместно с органами Роспотребнадзора полиция принимает участие в осуществлении контроля за соблюдением гражданами режимов повышенной готовности, карантина, самоизоляции. Ежесуточно в этой работе задействовано около 50 тыс. человек.
В прошлом году сотрудники полиции обеспечили правопорядок и безопасность при проведении более 63 тыс. публичных мероприятий, 230 тыс. культурно-зрелищных и религиозных мероприятий и 44,5 тыс. спортивных соревнований.
– Всем ли хватает масок и перчаток?
– Все наши сотрудники обеспечены необходимыми средствами защиты.
– У полицейских вашего управления большой опыт работы с гражданами на массовых мероприятиях. Это иная специфика работы?
– В прошлом году сотрудники полиции обеспечили правопорядок и безопасность при проведении более 63 тыс. публичных мероприятий, 230 тыс. культурно-зрелищных и религиозных мероприятий и 44,5 тыс. спортивных соревнований. Обеспечение правопорядка осуществляется силами подразделений охраны общественного порядка совместно с подразделениями Росгвардии. Охрана же общественного порядка во время массовых мероприятий – это комплекс особых мер.
- Безопасность граждан в общественных местах в ежедневном режиме – это задача ППС. Что-то изменилось в их работе в последнее время?
- Министерством проводится постоянная работа по совершенствованию деятельности патрульно-постовой службы (ППС) полиции. Хочу отметить существенный прогресс в развитии средств аудио-видео фиксации, достигнутый за последние годы. Повышение эффективности управления нарядами, обеспечение постоянного контроля за состоянием оперативной обстановки, создание доказательной базы, предотвращение вандализма и хулиганских действий со стороны задержанных, а также возможных противоправных действий со стороны сотрудников полиции в полной мере достигаются с помощью современных технических решений.
Ранее, в ходе мониторинга новейших разработок в сфере систем мобильного видеонаблюдения, на международной выставке «Интерполитех» были отобраны и взяты нами на вооружение персональный носимый аудио-видео регистратор, а также система мобильного видеонаблюдения для транспортных средств патрульно-постовой службы. Использование этих технических новинок позволило повысить эффективность обеспечения правопорядка, способствовало снижению нарушений дисциплины и законности личным составом, а также предотвращению противоправных действий в отношении сотрудников со стороны правонарушителей.
«Жаловаться не привыкли»
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних – тоже огромная и важная часть работы Вашего управления. Трудные подростки 21 века сильно отличаются от сверстников, с которыми работало МВД 30 лет назад?
- Говорить о том, что современные подростки абсолютно отличаются от сверстников 30-летней давности, неверно. Те же интересы: учеба, дружба, первая любовь. И такие же проблемы – взаимоотношения «отцов и детей», самоопределение, взросление.
Вместе с тем нынешние реалии – стремительное развитие технологий, цифровизация всех сфер жизни – действительно накладывают свой отпечаток. Сегодняшние подростки – самая активная часть пользователей сети Интернет. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что буквально каждый второй из них «живет» в киберпространстве. В силу возрастных особенностей, отсутствия жизненного опыта, дети не способны критически оценить поступающую информацию и более всего подвержены негативному влиянию извне.
- То есть надо вести профилактику и с родителями, чтобы знали, чем живут их дети?
- В первую очередь, нужно учить родителей. С этой целью инспекторами по делам несовершеннолетних и участковыми активизирована профилактическая работа в образовательных организациях с родителями. Однако только силами полиции изменить ситуацию невозможно. Здесь нужна «включенность» всех ведомств – образования, культуры и спорта, по делам молодежи. Потому что не только в родителях дело. Надо уделять больше внимания досугу молодежи. Безусловно, сегодня мало кого из детей может увлечь кружок выжигания или выпиливания лобзиком. Нужно заинтересовать детей с учетом современных реалий (дизайн, паркур, роллинг, и т.д.). При имеющемся многообразии учреждений дополнительного образования, кружков и секций существует определенная проблема их доступности – как финансово, так и территориально, особенно для детей, проживающих в неблагополучных или малообеспеченных семьях, а также в сельской местности. Даже для бесплатных секций, например, футбол, хоккей, плавание – требуется экипировка, деньги на проезд на транспорте до места тренировок и соревнований, а это немалые затраты. Поэтому здесь, как один из вариантов решения проблемы – возрождение дворовых площадок и клубов по месту жительства с привлечением специалистов по работе с детьми, волонтеров, общественников.
В противовес противоправному поведению несовершеннолетних Министерство серьезное внимание уделяет развитию молодежных движений, например, известному с советских времен объединению «Юный друг полиции». Мы активно подключились и к юнармейскому движению.
Одним из основных факторов результативности деятельности полиции во многих регионах стала поддержка местными властями городских и районных звеньев МВД.
- В работе и с родителями, и даже с детьми важна работа участкового. Они - самая ближайшая власть для наших граждан. А бумажной работы у участковых по-прежнему много?
- Участковые уполномоченные находятся на передовом рубеже по поддержанию правопорядка. Нагрузка значительная, но жаловаться мы не привыкли. Каждый из сотрудников службы выполняет свою работу максимально эффективно.
Сейчас в стране трудятся более 40 тыс. участковых. Как правило, на одного участкового приходится около 3 тысяч жителей. Но, учитывая темпы роста населения и миграцию, число жителей на участке может доходить до 5–7 тыс. человек. Ежегодно участковыми рассматривается более 13,5 млн обращений граждан (41%) – эта цифра близка к половине всех поступивших в органы внутренних дел, пресекается свыше 2,7 млн правонарушений и раскрывается порядка 300 тыс. преступлений, каждое четвертое, – от побоев до разбоев и убийств.
В прошлом году издан новый приказ, регламентирующий организацию деятельности участковых, которым снят ряд несвойственных для них задач, в том числе по оформлению ненужных бумаг. Это было сделано с целью высвободить больше времени для работы с гражданами и профилактике правонарушений в жилом секторе.
От помощи до бездействия
– В ваши задачи входит координация взаимодействия с органами власти на местах. Что это означает на практике?
- Одним из основных факторов результативности деятельности полиции во многих регионах стала всесторонняя поддержка местными властями городских и районных звеньев органов внутренних дел посредством передачи нового служебного автотранспорта, приобретения компьютеров, видеорегистраторов, криминалистической техники, обновления инфраструктуры участковых пунктов и используемых помещений.
Отмечая наращивание усилий традиционно мощными в экономическом плане субъектами – Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской и Московской областями, Республикой Татарстан, нельзя обойти вниманием активность в укреплении подразделений низового уровня регионами, имеющими более скромные финансовые возможности, такими как Ставропольский край, Самарская и Тамбовская области.
К примеру, Правительством Ставропольского края для наружных служб полиции и участковых уполномоченных приобретено 222 автомашины.
Ещё хотел бы остановиться на активной позиции руководителей наших подразделений на местах, которым удалось «достучаться» с наболевшими проблемами в охране общественного порядка до глав регионов и муниципальных образований, и с их помощью добиться снижения уровня криминальных посягательств.
Население смотрит, в каких условиях работают участковые, и судит не только о полиции, но и о власти в регионе в целом.
- Но не везде такая идиллическая картина?
- Да. Каждый участковый должен работать в помещении непосредственно на своем административном участке, в так называемой шаговой доступности от граждан. Ведомственным приказом эти требования к служебным помещениям определены. Лучше, чтобы участковые пункты полиции располагались в отдельных зданиях. Но не является проблемой их размещение и в многоквартирных жилых домах, а также административных зданиях, но при этом вход должен быть отдельный, чтобы не мешать работе организаций и отдыху жителей. Обязанность предоставлять служебные помещения сотрудникам возложена на органы местного самоуправления. При этом их оборудование мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств федерального бюджета.
На сегодняшний день добрая половина наших сотрудников трудится в условиях, мягко говоря, не совсем приемлемых. Лишь половина имеющихся участковых пунктов полиции соответствуют установленным требованиям. Некоторые кабинеты не ремонтировались уже долгое время. Имеются и такие, в которых не предусмотрены даже элементарные санитарные условия. Свежие примеры мы наблюдаем во Владимирской, Курской и Тульской областях, Приморском крае: проваливаются полы, обваливаются потолки, отсутствует канализация. А в республиках Адыгея, Дагестан и Ингушетия соответствующих установленным требованиям помещений для участковых вообще нет.
И здесь необходимо обратить внимание вот на что. Отсутствие служебных помещений участковых или их неудовлетворительное состояние крайне отрицательно сказывается не только на качестве исполнения сотрудниками своих обязанностей, но и на имидже органов местного самоуправления. Ведь население смотрит, в каких условиях работают участковые, и судит не только о полиции, а о власти в регионе в целом. В некоторых субъектах только меры прокурорского реагирования способствовали положительному решению данного вопроса.
Но дальновидные руководители регионов уже сейчас занимаются этим вопросом. При этом даже в дотационных регионах данный вопрос решается достаточно активно: Краснодарский край, Белгородская, Липецкая и Нижегородская области. Там вводятся в эксплуатацию новые, оборудованные по последнему слову техники, участковые пункты.
Пользуясь случаем, хочу через ваше авторитетное издание обратится к администрациям субъектов страны и муниципальных образований – не оставайтесь в стороне от вопросов укрепления правопорядка на подведомственных территориях, оказания всесторонней помощи правоохранительным органам, ведь экономическое процветание регионов напрямую связано с безопасной средой обитания и низким уровнем преступности.
Экономическое процветание регионов напрямую связано с безопасной средой обитания и низким уровнем преступности.
- А народ активно помогает, в народные дружины объединяется?
- В прошедшем году к охране общественного порядка привлекалось почти 2 млн народных дружинников. С их участием за совершение преступлений задержано около 4 тыс. лиц, пресечено более 280 тыс. административных правонарушений.
Это одно из направлений взаимодействия с региональными властями. С целью увеличения присутствия представителей правопорядка на улицах, мы стараемся создать все необходимые условия для деятельности народных дружин и более широкого вовлечения граждан к содействию полиции в охране общественного порядка. В первую очередь имею ввиду вопросы обеспечения форменной одеждой, символикой и атрибутикой, страхования жизни и здоровья, предоставление льготного проезда на общественном транспорте и иных мер социальной поддержки. По сведениям территориальных органов МВД России, в целом по стране в 2019 году финансирование мероприятий по созданию необходимых условий для деятельности народных дружин осуществлено в 82 субъектах РФ, на что из средств соответствующих бюджетов, в том числе в рамках региональных и муниципальных программ по профилактике правонарушений, выделено более 1,2 млрд руб.