Сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1» российские учёные, имеющие опыт прогнозов и анализа последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, говорили, что в Японии эмоции взяли верх над здравым смыслом. К примеру, в июле 2011 года там отнесли в зону эвакуации территории, где предполагалась годовая доза облучения в первый год более 20 миллиЗивертов (мЗв).
«Такое решение было необоснованным, — считает первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Рафаэль Арутюнян. — Ведь за предстоящую жизнь люди, проживающие на этих территориях, получили бы дозы в диапазоне от 100 до 300 мЗв — в то время как жители территорий с повышенным природным радиационным фоном получают в течение жизни от 300 до 1000 мЗв».
Понятно, что авария в атомной отрасли всегда страшна, а у страха глаза велики. Но теперь, на основе реальных измерений состояния окружающей среды, принято решение о возвращении части эвакуированных людей в места проживания. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что 30 тысяч жителей, чьи дома находятся неподалёку от АЭС «Фукусима-1», могут вернуться в них. И это, по мнению Рафаэля Арутюняна, говорит о том, что отношение к атомной энергетике становится более спокойным и адекватным.
«Наши расчётные прогнозы, сделанные сразу после аварии на «Фукусиме», большей частью подтвердились, — говорит он. — Правда, делали мы их в условиях дефицита актуальной информации. Поэтому с течением времени, по мере поступления данных фактических измерений, эти прогнозы изменились в сторону уменьшения ожидаемых доз облучения — почти в два раза по сравнению с первыми оперативными оценками, сделанными в марте 2011 года в рамках консервативных предположений».
Нынешняя ситуация в Японии, по мнению учёных, не вызывает тревоги.
«Сегодня на основании огромного объёма фактических данных многочисленных измерений по содержанию радиоактивности в объектах окружающей среды, а также данных радиационного контроля населения ожидаемые дозы облучения людей ниже так называемых порогов выявляемости негативных эффектов на здоровье человека. Это подтверждено уже десятками докладов различных компетентных организаций», — подчеркнул Арутюнян.