«Что будет с музеем?», «Петербург — столица культуры, а не культа», «Исаакиевский собор — это музей» — с такими плакатами жители Петербурга стоят у собора. Одиночные пикеты у Исаакиевского — каждый вторник с семи часов вечера. Активисты выстраиваются по периметру, с дистанцией в 50 метров. Прохожие и туристы реагируют с неподдельным интересом, подходят, задают вопросы.
О том, что один из самых востребованных и посещаемых музеев Петербурга отдают в пользование РПЦ, стало известно 10 января. После этого были митинги, суды, отказ в проведении референдума, смена директора музея-собора. Сейчас Исаакиевский всё ещё остаётся в статусе музея. «Это только пока», — говорят активисты.
«Проблем с полицейскими не было»
«О том, что Исаакиевский хотят передать церкви, я узнал в начале года. В институте собирали подписи в защиту музея», — говорит петербуржец Егор Рябченко, студент второго курса, волонтёр кампании по защите Исаакия от передачи в ведомство РПЦ. Каждый вторник он берёт плакат, паспорт и идёт на пикет.
«Это особенное чувство, что находишься не в каком-то другом городе, а именно в культурной столице. Исаакий — визитная карточка нашего города, — говорит Егор. — Для меня, как для гражданина Петербурга, это важная достопримечательность. И меня лично задевает, когда такое происходит в моём городе. Когда Исаакиевский передают в ведомство РПЦ с какими-то странными процедурами, сокращая музейных работников. Это наносит урон моему городу и стране. Там и так параллельно проходят службы. Я за то, чтобы сохранить статус музея».
По словам Егора, проблем с полицейскими не было. Стражи порядка действуют в рамках закона — спрашивают документы, фотографируют надпись на плакате в подтверждение, что нет призывов к экстремизму. Пока обходилось без задержаний.
«Если честно, выходить на пикет в первый раз было страшновато. Мало ли, заберут в полицию, а потом отчислят из университета? — продолжает Егор. — Но вместе со страхом было чувство, что это нужно сделать. Что это очень правильный шаг, к тому же, законный. Когда я взял в руки плакат и увидел, что окружающие люди небезразличны, подходят, интересуются, одобряют — я почувствовал поддержку».
За чей счёт?
Заявление губернатора Георгия Полтавченко, что передача собора — «вопрос решённый», — шокировало городскую общественность. Ранее петербургские власти сопротивлялись попыткам церкви получить Исаакиевский. Первый раз отказали в 2015 году, затем в 2016-м.
В Исаакиевском соборе постоянно проходят службы. Продажа билетов и экскурсии полностью окупают дорогостоящую реставрацию и приносят доход в казну. Представители РПЦ, в свою очередь, сообщили о своих планах сделать вход бесплатным, но содержать собор предложили за счёт городского бюджета. Потом эту информацию опровергали, но окончательно схему финансирования так и не озвучили.
«Это всё произошло тайно, без дискуссии в обществе, — говорит Полина Костылева, соавтор петиции за сохранение музея «Исаакий — городу». — Поставили очень сжатые сроки. Нужно было срочно что-то делать. Мы практически сразу запустили петицию в интернете».
За один день петиция против передачи собора РПЦ набрала около трёх тысяч голосов. Сейчас подписей — 36,5 тыс. и их число продолжает расти.
«Тут два вопроса. Первый: финансовые потоки явно перераспределятся в пользу РПЦ. И второй — у нас вообще светское государство или оно становится клерикальным? — отмечает соавтор петиции. — В Исаакиевском соборе большой штат, он выполняет серьёзную просветительскую функцию в светском режиме. Мы решили, что культура не должна погибнуть! Потом узнали, что и на Спас на Крови была заявка. Поняли, что он будет следующим. Не отстоим Исаакий — потеряем Спас».
По мнению Полины Костылевой, передача Исаакиевского собора затронет каждого жителя Петербурга. Как минимум с финансовой точки зрения. «Исаакий — это огромное число туристов. Он приносит большие деньги. Церковь наверняка не сможет всё это содержать, будет запрашивать дополнительные средства из бюджета. Когда у нас была история с «Зенит-ареной», и денег на строительство не хватало, их сняли с других статей расходов. И тут будет похожая история».
Новый директор
Предыдущий директор ГМП «Исаакиевский собор» — Николай Буров — был известен своей чёткой позицией: сотрудничать с представителями церкви исключительно в рамках предыдущих договорённостей. Народный артист России возглавлял учреждение с 2008 года. Первого июня он ушёл в отставку. «Меня в моей жизни никогда не увольняли, и я не хочу на старости лет быть уволенным, поэтому лучше уволюсь по собственному желанию», — заявил Буров. Он отметил, что это обдуманный шаг и выразил надежду, что коллектив музея удастся сохранить. Через две недели на пост заступил новый директор — Юрий Мудров.
На вопрос о будущем Исаакия и будет ли он всё-таки передан РПЦ, в нынешней администрации сообщили одно: «Музей работает в штатном режиме». Слухи, что экспонаты передают в другие структуры, опровергли. «Имущество музея остаётся в музее. Хор под руководством Владимира Беглецова и сегодня входит в состав ГМП «Исаакиевский собор», все его участники активно работают», — сказано в официальном ответе на запрос редакции. По поводу увольнения музейных сотрудников отметили: по решению администрации освобождён всего один человек, работа которого не устраивала. Далее администрация музея дословно приводит цитату из интервью петербургскому корреспонденту АиФ от 23 августа.
«Также в штатном расписании было много странных, дублирующих должностей. В музее, например, нет театра, сцены и концертных площадок, однако числились два машиниста сцены, несколько концертных администраторов, режиссёр театра. Более того, создали целое концертное бюро, где через посредников организовывались выступления.
Затишье
Раньше Музей истории религий располагался в Казанском соборе. Юрий Мудров работал там как раз в тот период, когда музей был вынужден сменить прописку — Казанский передали церкви. По мнению активистов, назначение человека с таким бэкграундом на пост директора Исаакиевского весьма неоднозначно.
«Опасаемся, что он не зря сюда поставлен, — считает Полина Костылева. — Сейчас он говорит, что музей продолжает функционировать, одновременно цитирует президента «музею быть, собору быть». Что это значит? Человек пытается усидеть на двух стульях. Поскольку у него уже есть такой опыт (передачи собора РПЦ), это опасно. То, что сейчас нет официального обращения церкви, ничего не значит. Это всё делается очень быстро».
Пока церковь не возобновляет дискуссию о передаче Исаакиевского собора, он продолжает функционировать как музей. Но активисты уверены: РПЦ не отступит от планов получить имущество, которое считает своим. Так, в 2016 году она забрала в своё ведение Смольный собор, в феврале этого года — Сампсониевский.
«Я как-то зашла в Казанский собор, хотела послушать экскурсию. Но людей не набралось. Мне заявили — тут же храм, чего вы хотели? Церковь лукавит, когда говорит, что экскурсии в Исаакиевском останутся прежними, когда их будут проводить служители церкви», — сетует Полина Костылева.
«Сейчас бурное обсуждение этой темы стихло, всё зависло в неопределённости. Наша задача — не дать людям забыть, что эта проблема сохранилась», — говорит участник одиночных пикетов Егор Рябченко.