О том, как Церковь распределяет пожертвования, «АиФ» рассказал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Помощь не по инструкции
«АиФ»: - Владыка, Церковь сама по существу живёт на благотворительные взносы, зачем же ещё собирать деньги для других?
П.: - Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно позвать на помощь других. У РПЦ нет своих денег для помощи во время катастроф. Но, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют - для погорельцев наш отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств прежде всего внутри себя самой - призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. Церковь - это все её верные чада, и подвигать их на доброе дело для неё естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других - неважно, христиане это, мусульмане или неверующие.
«АиФ»: - Кстати, о помощи на пожарах. Деньги РПЦ собрала большие, где гарантии, что всё дошло до погорельцев?
П.: - На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им. Святейший Патриарх Кирилл благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала «горячая линия», на которую поступали звонки со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с просителями, смотрели документы... Если кто-то нас критикует, то мы готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было неправильным, признаём ошибку. Акций такого масштаба Русская православная церковь не предпринимала никогда в своей истории: за несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек. И мы действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные - и нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет претензий - они работали по инструкции. Но на то, я думаю, и жертвовали люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается.
У нас посчитан каждый рубль - можно зайти на сайт Диакония.ру и проследить путь денег. Конечно, телефонов конкретных людей мы там не вывешиваем. Но если у журналистов есть сомнения - пусть приходят к нам в отдел: мы дадим координаты любого погорельца, которому помогали, - можно будет удостовериться лично.
Нужда и страдания всегда рядом
«АиФ»: - У мусульман сумма благотворительности чётко оговорена - в Курбан-байрам отдай бедным треть барана, а у нас какова «норма» добрых дел?
П.: - Заповеди Ветхого Завета предельно конкретны, там очень чётко всё прописано. То же самое и в исламе. Христианство же - это религия, которая призывает человека к совершенству. Но прописать правилами совершенство невозможно. Господь призывает всех верующих в Него отдать Ему своё сердце. Это гораздо больше, чем любая сумма денег. Отдать своё сердце Богу сразу очень трудно, человек идёт к этому постепенно. Сначала отдаёт нуждающимся ненужные ему вещи, потом - немного денег, потом что-то, в чём он и сам нуждается, потом поселяет у себя в квартире бездомного, а потом, например, раздаёт всё и уходит в монастырь. Поэтому общую норму Церковь не определяет, важно делать над собой усилие. Некоторые православные дают и больше десятины. А у некоторых зарплата маленькая, детей надо кормить - и человек может позаботиться об одинокой престарелой соседке, прийти потрудиться в больницу или детский дом. Главное - не забывать: нужда и страдание всегда рядом. И в любой момент каждый из нас может сделать что-то посильное, чтобы их стало меньше.
«АиФ»: - Говорят, деньги не пахнут. Но насколько уместно использовать в благотворительных целях деньги, полученные, например, от преступников?
П.: - На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги. Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся - не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви.