Новый отечественный двигатель ПД-8 стал настоящим прорывом в области авиастроения России. Он относится к пятому поколению и демонстрирует способность страны создавать высокотехнологичные продукты, не уступающие зарубежным аналогам. Чему страну научило создание двигателя и когда он может отправиться в серийное производство, выяснил aif.ru.
Опыт и мощность
Разработка ПД-8 (расшифровывается как перспективный двигатель тягой 8 тонн) заняла вдвое меньший срок, чем требуется обычно. Это связано с высокими цифровыми технологиями, которые использовали отечественные авиастроители: 3D-печать металлических деталей и создание цифровых двойников, сообщил aif.ru руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, такие технологии есть только у США, Канады, Франции, Великобритании и России. Авиаэксперт напоминает, что Россия — одна из пяти стран мира, способных создавать двигатели пятого поколения. И они не уступают зарубежным аналогам.
Это не первый опыт нашей страны: в копилке уже есть отечественный двигатель ПД-14 для самолета МС-21.
«У нас есть опыт, технологии и производственные мощности, — отмечает Гусаров. — Мы сохранили научные школы и институты даже в сложные 1990-е годы. В нулевые начали инвестировать в модернизацию производственной базы и подготовку кадров. Сегодня это дает результаты».
Создание ПД-8 подтверждает, что страна способна не только сохранить, но и развивать свои компетенции в авиации. Гусаров отмечает, что сейчас Россия находится на пути к полному технологическому суверенитету в авиастроении, теперь важно не останавливаться на достигнутом.
Сколько двигателей нужно России?
Что касается ПД-8, он разработан для самолетов «Суперджет», но также может использоваться и в других отечественных моделях, например, на самолете-амфибии Бе-200, отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Финальный сбор двигателя ПД-8 прошел на заводе в Рыбинске Ярославской области, где выпускали совместный с Францией двигатель SaM146.
«Отечественным “Суперджет” был на 49%, еще на 51% он состоял из импортных комплектующих, — говорит авиаэксперт. — После введения санкций партнерство с французами прекратилось, авиастроителям нужно было воссоздать недостающую часть».
Как сообщили в «Ростехе», в самолете было заменено около 40 импортных систем и агрегатов. Кроме двигателя это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, системы управления, электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Фюзеляж тоже изменился — он не только полностью отечественный, но и стал проще в производстве и обслуживании.
«ПД-8 создавался с учетом строгих международных требований к безопасности, включая устойчивость к экстремальным температурам, попаданию птиц и низкий уровень шума», — говорит Пантелеев.
По словам директора «АвиаПорта», для обеспечения потребностей отечественного авиапарка необходимо производить около 45-50 двигателей ПД-8 в год.
«Раньше мы выпускали 70 двигателей SaM146 в год, и я уверен, что сможем повторить этот успех», — отмечает он.
Осенью 2025 года, как планируется, завершится сертификация ПД-8. В серийное производство «Суперджет» с новым двигателем «Ростех» намерен запустить в начале 2026 года.
На пути к суверенному авиастроению
История с двигателем SaM146 для прежнего «Суперджета» стала важным уроком для России.
«Французские партнеры завышали цены на запчасти, затягивали ремонт, а надежность двигателя оставляла желать лучшего», — рассказывает Гусаров.
Уроки технологической зависимости, которые получила Россия, не должны привести к технологической самоизоляции — это закончится отставанием от прогрессивных стран, полагает эксперт. Нужно брать у других лучшие идеи, как это, например, делает США в производстве «Боингов». Но не попадать ни в какую зависимость от партнеров — реальных и мнимых.
«Создание отечественных двигателей — не только вопрос престижа, но и необходимость для страны, которая не может позволить себе зависеть от внешних поставщиков в такой критически важной сфере, как авиация, — отмечает Гусаров. — В то же время Россия может делиться своими наработками с дружественными странами, такими как Китай. Мы можем участвовать в международных проектах, если это не угрожает нашей независимости».
Первый тестовый полет «Суперджета» с двигателем ПД-8 состоялся в Комсомольске-на-Амуре. Самолет провел в воздухе 40 минут, достигнув высоты 3 тыс. метров и скорости 500 км/ч. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, полет подтвердил правильность инженерных расчетов и высокую готовность двигателя.
Впереди — сертификационные испытания, которые включают проверку на безопасность, экологичность и надежность. Уже в апреле 2024 года к испытаниям присоединится полностью российский борт с двигателями ПД-8.