Авиакомпаниям окончательно запретят разлучать в самолете детей и родителей, такой законопроект подготовили в Госдуме. Часть перевозчиков применяли случайную рассадку пассажиров, за возможность выбрать при регистрации на рейс конкретные места требовалось доплатить. Из-за этого места родителей и детей могли оказаться в разных концах салона. Поменяться с соседями не разрешали бортпроводники, и маленькие путешественники были вынуждены сидеть весь полет среди чужих людей, оторванные от семьи.
Семейное право
«Вопрос, с кем и как летит ребёнок, — вопрос безопасности, — объясняет член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы Александр Толмачев. — За несовершеннолетним нужен присмотр и уход, если пассажир совсем маленький. И отрывать его от родителя нельзя. Однако авиакомпании поступали по-своему: не доплатил за выбор места при регистрации — значит, полетишь, как посадят. А если дети боятся летать или вдруг во время полёта происходит нештатная ситуация?»
Первой в ситуацию вмешалась Генпрокуратура, добавляет депутат. Надзорное ведомство добилось изменения правил перелётов для пассажиров с детьми, запретив разлучать семьи. Теперь такая же норма должна стать законом.
Пока идет дискуссия, до какого возраста считать ребенка неспособным сидеть вдали от родителей. Малыши до двух лет и так летают на коленях, им отдельное место и не положено. Подростки в 16-17 лет зачастую сами не прочь сесть подальше от мамы и папы. Где провести рубеж, предстоит определить экспертам.
«Такая инициатива давно назрела, и, видимо, депутаты среагировали на недавние громкие истории с разделением семей при авиаперелётах, — соглашается доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения Михаил Лавров. — Обязанность авиакомпании размещать детей рядом с родителями не только позволит улучшить их безопасность, но и в каком-то смысле будет приветствоваться всеми пассажирами, ведь это повысит общий комфорт и позволит оперативно решать проблемы ребёнка».
Заплатить все равно придется
Платный выбор места в самолете — самая востребованная дополнительная услуга, каждый год ей пользуются десятки миллионов пассажиров, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Они составляют значительную часть выручки перевозчиков, особенно лоукостеров.
«Потеря этой части доходов отрасль на грань выживания, конечно, не поставит, но авиакомпании все равно захотят компенсировать потери от того, что семьи перестанут платить за выбор мест рядом друг с другом, — считает эксперт. — Есть два варианта: или поднять цены на билеты, пусть и на небольшую сумму, — тогда за это благое социальное решение заплатят все авиапассажиры, или надо компенсировать авиаторам эти выпадающие доходы субвенциями из бюджета — тогда расходы лягут на всех налогоплательщиков».
Бизнес будет вынужден искать способы переложить свои издержки на пассажиров, подтверждает Лавров.
«В результате переплачивать за „семейное размещение“ будут все пассажиры даже на рейсах, где среди пассажиров не окажется ни одного ребенка», — предупреждает он.
В поисках баланса
«Государство создавало все условия для авиакомпаний ради того, чтобы они держали цены на перелеты на доступном для широкой публике уровне, — напоминает Пантелеев. — Невозвратные тарифы, безбагажные, не включенное в базовый тариф питание — все это позволяло пассажиру уменьшать стоимость билета, отказываясь от всех ненужных для него услуг. Теперь же пошло движение в обратную сторону».
Разделять детей и родителей во время перелета неправильно, считает управляющий партнер компании «Илюмжинов, Русяев и партнеры», юрист Илья Русяев. Это может вызвать стресс у малыша, создать неудобства для других пассажиров из-за того, что родители и дети, сидящие в разных местах, будут бесконечно ходить друг к другу. С другой стороны, такое требование нарушает бизнес-модель многих перевозчиков, особенно лоукостеров, признает юрист. И тут важно соблюсти баланс интересов и людей, и авиакомпаний.
«В законопроекте следует четко оговорить возможность сохранения отдельного детского тарифа, не привязанного к фиксированному месту в салоне, — предлагает Русяев. — Это позволит авиакомпаниям гибко управлять доходностью от перевозки детей и семей с детьми. Вряд ли перевозчикам из-за падения выручки придется резко взвинчивать цены на билеты. Но в любом случае при введении подобных ограничений надо будет взвесить экономические последствия для отрасли и найти разумный баланс интересов семей с детьми и авиакомпаний при установлении новых правил посадки».
Заняться этой эквилибристикой теперь предстоит депутатам Госдумы, заключил Русяев.