В какой вагон лучше покупать билет и нужно ли самому относить постельное белье? АиФ.ru на правах анонимности поговорил с проводницами железнодорожных поездов. Они рассказали о работе и дали советы в дорогу.
Любят вахтовиков, сложно с курящими
Большинство проводниц будут утверждать, что для них все пассажиры одинаковые, главное — к каждому найти подход. Это, конечно, не так. Почти у всех есть рейтинг антилюбимчиков.
«Как минутная стоянка поезда, так просятся выйти покурить. Это очень раздражает, — говорит Мария из Ростова-на-Дону. — Но больше всего проблем доставляют компании, распивающие спиртное. А вот с вахтовиками, которые едут к месту работы на север, никаких проблем нет. Они попутные трудности проще переносят и жалобы не пишут втихаря на сайт. Если что им не нравится, тебе аккуратно высказывают».
![Что проводники поездов думают о пассажирах.](https://static1-repo.aif.ru/1/e4/1711636/e9581fe9d10671662c985af09d5aec02.jpg)
Как угомонить пьяную компанию
Пьяниц сейчас легко удалить с поезда, поэтому любителей распивать в дороге спиртное с каждым годом все меньше. Но желающие проехать навеселе все же встречаются.
«Сначала предупреждаю. Если не прекращают выпивать, то вызываю начальника поезда и транспортную полицию, — поясняет Светлана из Челябинска. — В составе практически всегда есть наряд полиции, и все дебоширы при их появлении превращаются в „белых и пушистых“. Особо буйных снимают на ближайшей станции. Нужно, чтобы минимум два пассажира подтвердили, что человек распивал алкоголь в поезде, — и человека высаживают».
Есть еще один нюанс, о котором знают только проводники. Подобные пассажиры-хулиганы заносятся в «черный список». Поэтому в следующий раз у правонарушителя в билете будет стоять отметка. Поездная бригада обязана пристальнее следить за таким пассажиром.
«Зайцев» не возят уже много лет!
Безбилетников на железной дороге победили, поэтому ушел в прошлое и дополнительный заработок проводников.
«Уже лет десять я „зайцев“ не видела. Сейчас почти в каждом вагоне стоят камеры видеонаблюдения, поэтому проводники боятся брать безбилетника или передавать посылку, — рассказывает Галина из Санкт-Петербурга. — Начальник поезда на каждой станции следит, чтобы никто ничего из пассажиров не передавал на перроне. Иногда заходят в вагон под видом провожающего и пытаются передать лекарство или посылки пассажирам. Но в таких случаях пассажиры спрашивают разрешения у проводника».
Подпольная торговля
Уходит в прошлое и торговля спиртным «из-под полы».
«Слышала, что продают, но так рискуют те, кто давно работает, — говорит Любовь из Саранска. — Наказание серьезное, могут уволить с волчьим билетом. Действительно, существует проблема со спиртным, но это его продажа на станциях и в магазинах в шаговой доступности от перрона. Либо бабушки: „Пирожки, минералка, пиво, водка“. Я даже звонила в 112 в Рузаевке, но после моего звонка ничего не поменялось. Местная полиция таких торговцев на перроне почему-то не замечает».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e4/1711635/8b0f436b0e51db29880993b6721c1179.jpg)
Норма по продаже товаров и еды
У проводников есть негласный план по продаже сопутствующих товаров и еды.
«Есть такие компании, которые заставляют проводников выкупать продукцию, — объясняет Маргарита из Туапсе. — Обычно так издеваются над студентами, которые пришли подзаработать и многих вещей не знают. Это негласное правило, официально такого плана нет, но требуют. Сложно сделать план по продаже чайной продукции. У людей нет денег, а мы должны предлагать и предлагать. Цены не по карману многим: пакет чая стоит 45 рублей».
«Скрытая камера»
Проводники о своей работе говорят как о рутине, но запоминающиеся истории есть у каждого. В памяти откладывается не самое приятное.
«В моем рейсе в Тюмени однажды мужчина умер, он, видно, с похмелья болел. Меня лично покоробило то, что его с платформы на мусорной тележке увезли», — вспоминает Ольга.
Другая проводница, Светлана, рассказала о чудаке, который плафон в туалете принял за скрытую камеру.
«Ехала в Нижневартовск. Подходит ко мне мужчина за 50 лет, снимает меня на телефон и говорит строгим голосом: „Сюда идите!“ В чем дело? Встаю. „Вы что, нудисты?“ Я понять не могу, при чем тут голые люди и мы. Он подводит меня к туалету, наводит камеру на плафон и опять спрашивает: „Вы что, нудисты? Это что такое?“ „Это лампочка“, — объясняю ему. Он в ответ: „Нет, это скрытая камера! Вы что себе позволяете?“ Я включила свет и успокоила пассажира».
Когда пассажир успокоился, он рассказал проводнице, что лично смотрел видео из туалетов, снятые скрытой камерой.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e4/1711639/4bc29f72d444e81ea176c24ca9792268.jpg)
Предпочтение молодым?
Как отбирают проводниц на фирменные поезда? Однозначного ответа сотрудники не дают. Одни говорят, что предпочтение молодым, другие — что есть определенные стандарты, в каждой компании по-своему.
«На „фирму“ берут после обучения, главное — пройти собеседование и медицинскую комиссию, — поясняет Галина из Санкт-Петербурга. — Отбор ведут по стажу работы и по показателям. Работают люди разной внешности. Встречаются такие бабуси, что никого на пенсию не выгонишь. Там зарплата до 80 тысяч рублей в месяц доходит. Но и спрос с проводника высокий, ходят по струнке».
Любимые рейсы
Проводницы со стажем с ностальгией вспоминают времена, когда поезда ходили в столицы республик СССР.
«Самый классный рейс в советское время был до Риги: можно было посмотреть город, пройтись по магазинам, — ностальгирует Анна из Челябинска. — Сегодня самые интересные маршруты — это южные, до Сочи».
А вот ездить в поездах пассажирами проводники не любят: работа и так надоедает. Поэтому предпочитают самолеты.
Самые глупые вопросы пассажиров
Пассажиры часто раздражают проводников определенными просьбами и вопросами: они слышат эти реплики из рейса в рейс.
«Сижу я такая вся при параде, с бейджем, на рабочем месте, а меня спрашивают: „Вы проводник?“ — говорит Анастасия из Москвы. — Но первое место в рейтинге вопросов — „А на какую сторону будет платформа?“ Да откуда я знаю? Мы так же едем и смотрим, куда нас примут. Есть маленькие станции, там мы знаем, на какую сторону дверь открывать будем. Но, допустим, с какой стороны перрон будет в Екатеринбурге или Тюмени, можно только гадать».
Если отстал от поезда
Сегодня пассажиры отстают от поездов редко. И этому есть объяснение.
«Отставали раньше, когда пили в поездах, — поясняет Мария из Ростова-на-Дону. — Выходили на станциях за пойлом и отставали. Догоняли на такси. Когда пассажир опаздывает и цепляется за поручни, мои действия — остановить поезд стоп-краном. А это, я считаю, не выход. Потому что и в этом случае человек может улететь под колеса, что и случается».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e4/1711637/38f2325e50820ecf9dc99fd9a7853155.jpg)
Сдавать белье пассажир не обязан
Один из самых спорных вопросов — кто должен застилать спальное место: проводник или пассажир?
«Есть разные классы обслуживания, в „СВ“ и „люксе“ застилает проводник, — объясняет Евгения из Москвы. — В обычных купе и плацкартах застилает постель пассажир. Пассажир может попросить проводника помочь. Он не откажет. Хотя — опять же из опыта — пожилые отказываются, говорят: „Мы что, без рук?“ И белье сами сдают. А вот молодежь часто недовольная бывает, что застила нет. И еще — сдавать белье пассажир не обязан!»
Лайфхаки для пассажиров от опытного проводника:
1. Обычно в кассах сначала продают билеты в первый и второй вагон, из-за этого там всегда набивается народа как в электричке. Поэтому лучше брать билеты в шестой или седьмой вагон. Можно и в конец состава.
2. Не пользуйтесь полотенцами, которые выдают, потому что часто их плохо стирают, а люди ездят всякие.
3. Мойте стаканы, которые берете у проводника! Часто их плохо моют.
4. Берите в дорогу непортящиеся продукты. У проводников нет двухкамерных холодильников, они не могут хранить вашу еду.
5. При покупке билета можно заранее узнать, каким будет класс обслуживания, есть ли биотуалеты и кондиционер.
6. Не пытайтесь обмануть РЖД при покупке билета. Нижние места в купе существенно дороже верхних, поэтому многие покупают билет на верхнее, а просят пустить на нижнее. Пассажир не на своем месте — нарушение.
«Люди даже возмущаются, если на нижнее место приходит пассажир, — рассказывает проводница Евгения. — Возникает конфликт: возьмут верхнее место бабушке, маме с ребенком или беременной, а нижнее место рядом занято. И бегут к проводнику: „Переведите на нижнее! Я же беременна!“»