Распространение коронавирусной инфекции привлекло особенное внимание к вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности на транспорте, в том числе с перспективой на будущее, когда пандемия COVID-19 закончится. Президент Владимир Путин накануне поручил ответственным ведомствам разработать рекомендации, которые повысят биологическую защиту пассажиров. При этом уже сегодня российские транспортники достигли серьезных успехов в этом направлении: это не только повсеместная дезинфекция инфраструктуры и подвижного состава, но и инженерные решения, которые внедряются на этапе проектирования техники. Как именно они способны помочь в защите пассажиров от распространения инфекций и почему можно говорить, что именно железнодорожный транспорт опережает остальные виды транспорта в части внедрения таких технологий?
Здоровье в приоритете
Владимир Путин поручил Минтрансу России и Роспотребнадзору разработать рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям при перевозке пассажиров различными видами транспорта. Ранее на совещании по проблемам транспорта 7 мая президент отмечал, что после спада эпидемии с учетом наработанного опыта потребуется серьезный анализ санитарных и профилактических мер на транспорте, сообщает ТАСС.
При этом ведущие участники российского транспортного рынка с начала пандемии реализуют беспрецедентные меры по дезинфекции как инфраструктуры, так и подвижного состава, а также обсуждают внедрение дополнительных инженерных решений, которые могли бы гарантировать еще большую биологическую безопасность пассажиров в поездках.
Транспортные эксперты отмечают, что последнее направление работы исключительно важно сегодня: учитывая различную природу распространения микроорганизмов, необходимо обеспечивать не только антимикробную обработку внутренних поверхностей транспортных средств при подготовке их в рейс, но и постоянное обеззараживание воздуха в пути следования, а также важно минимизировать риски передачи инфекций контактным путем.
«Эта работа ведется ведущими участниками транспортной отрасли уже давно, но сегодня важна и актуальна как никогда и ложится в контекст поручения, которое президент Владимир Путин дал накануне Минтрансу и Роспотребнадзору: разработать рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в пассажироперевозках», — комментирует директор ассоциации содействия развития транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян.
Наиболее активно такие обсуждения сегодня идут в железнодорожной отрасли: традиционно требования к выполнению санитарно-эпидемиологических норм на российских железных дорогах очень высоки, а в текущих условиях и с появлением новых биологических угроз российские железнодорожники одними из первых задумались о дальнейшем совершенствовании технологий.
Так, например, сегодня «Федеральная пассажирская компания», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении, и «Трансмашхолдинг», крупнейший российский производитель подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, уже активно их используют в подвижном составе.
В частности, во все модели современной пассажирской техники — как для межрегиональных железнодорожных перевозок, так и для городского рельсового транспорта — компания интегрирует установки обеззараживания воздуха, которые работают на базе специальных бактерицидных ламп, аналогичных тем, что используются в здравоохранении. Как подтвердили проведенные тесты Роспотребнадзора, эти системы позволяют уничтожить до 99% микробов и вирусов.
«Установки обеззараживания воздуха представляют собой компактные высокотехнологичные устройства, внутри которых установлены специальные амальгамные бактерицидные ультрафиолетовые лампы повышенной мощности, — поясняет заместитель генерального директора „Трансмашхолдинга“ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов. — Их мощность такова, что бактерии и вирусы, находящиеся в воздухе, при попадании в установки перестают быть опасными для человека и в пассажирские помещения вагона поступает уже очищенный воздух. При этом системы монтируются в зонах, доступ к которым со стороны пассажиров исключен».
Александр Лошманов вместе с тем напомнил, что установка систем обеззараживания воздуха на подвижном составе железнодорожного транспорта в России закреплена законодательно, что также позволило внести вклад в сдерживание эпидемии коронавируса, железнодорожникам даже на ее пике не пришлось полностью останавливать железнодорожное сообщение, как это были вынуждены сделать в некоторых зарубежных странах, где нет соответствующих нормативов и решений.
Если говорить о вагонах поездов дальнего следования, которые сейчас холдинг выпускает для «Федеральной пассажирской компании», то в каждом одноэтажном вагоне расположена одна установка обеззараживания воздуха, а в двухэтажных вагонах — две. И каждая установка может обеззараживать до 2500 м3/час и более.
Как отметил Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров, организация позитивно оценивает эффективность работы систем обеззараживания воздуха в поездах, выпущенных компанией, и поддерживает внедрение любой технологии, которая позволяет минимизировать риск распространения инфекций на транспорте.
«По нашей оценке, инженерные решения „Трансмашхолдинга“, в частности, установки обеззараживания воздуха, которые компания предусматривает в поездах, хорошо себя зарекомендовали. Они минимизируют риски передачи заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем между пассажирами через систему вентиляции вагонов. Мы считаем, что подобные технологии, которые применяют железнодорожники, нужно использовать и в автомобильном транспорте, и в автобусном сообщении. Это позволит предотвратить распространение вирусных и инфекционных заболеваний на транспорте», — резюмировал эксперт.
Компания ведет активную работу по поиску и проработке дополнительных обеззараживающих элементов или систем в пассажирском транспорте, которые будут способствовать профилактике распространения вирусных заболеваний в поездах.
Выбор дополнительных обеззараживающих элементов или систем зависит от решения заказчика подвижного состава, поясняют в холдинге. При этом к сегодняшнему дню компания имеет уже более чем десятилетний опыт интеграции в конструкцию пассажирского подвижного состава собственного производства технических решений по обеспечению биологической безопасности как пассажиров, так и работающих в поезде людей.
Сейчас специалисты работают над созданием пассажирских вагонов нового поколения для парка АО «Федеральная пассажирская компания», соответствующий контракт компании подписали в феврале 2019 года. В рамках его исполнения планируется поставка 3730 вагонов локомотивной тяги, в частности, одноэтажных и двухэтажных вагонов различных типов: купейных, штабных, открытого типа, ресторанов, с местами для сидения, а также принципиально новых вагонов для формирования составов типа «push-pull». Как отмечают в компании, подвижной состав будет полностью соответствовать всем требованиям «Федеральной пассажирской компании», а также «Российских железных дорог» к комфортабельности, надежности пассажирских вагонов и обеспечению биологической безопасности пассажиров.
Какие технологии могут появиться в железнодорожном транспорте?
К примеру, при наличии запроса со стороны компаний-перевозчиков, вне зависимости от того, предоставляют они услуги в дальнем или пригородном сообщении, холдинг может предложить заказчикам предусмотреть обеззараживание мощными системами ультафиолетовой обработки в туалетных комнатах: они могут включаться после каждого посещения.
Специалисты компании-производителя могут также предусмотреть в конструкции вагонов бесконтактные дозаторы с дезинфицирующими составами. Кроме того, в вагонах могут быть установлены автоматические торцевые двери, которые будут реагировать на датчики, аппараты для надевания бахил, а спальные места в вагонах поездов дальнего следования могут быть оборудованы персональными шторками. Для поручней компания предлагает использовать одноразовые и многоразовые ручки. Все эти технологии и решения позволят снизить вероятность передачи микроорганизмов от человека к человеку контактным путем.