Почему некоторые станции московского метро отличаются по глубине?
На одни станции метро можно попасть, спустившись по короткой лестнице. Чтобы достичь других, приходится несколько минут ехать на эскалаторе. Такая разница в глубине заложения объясняется двумя основными причинами: это состояние почвы и застройка сверху.
Легче и быстрее всего строить станции так называемым открытым способом, то есть вырывать в земле гигантскую канаву. Понятное дело, в таком случае платформа находится совсем не глубоко под землёй. Но подобные работы возможно проводить исключительно в твёрдой сухой почве. Влажная, слишком глинистая или песчаная земля будет попросту оплывать, и даже если тоннель проложат, будет грозить повышенный риск обрушения. В таких случаях применяется закрытый способ: специальная машина прокапывает тоннель на большой глубине, где почвы достаточно надёжны. В этом случае, правда, была и ещё одна причина для глубокого заложения. Это — единственный надёжный способ не потревожить хрупкую историческую застройку центра города, ведь старинные здания могут начать трескаться и оседать от одной только вибрации.
Метрополитен с самого своего заложения основывался и как бункер на случай ядерной войны. Это также одна из причин, по которой основная часть станций 1930-1950-х годов прокладывалась на большой глубине. Нынешние платформы продолжают нести функцию аварийных убежищ, но уводить их ради этого далеко под землю больше не имеет смысла. Современная ядерная бомба при прямом попадании уничтожит станцию на любой глубине. Впрочем, от теплового и радиационного излучения, как и от взрывной волны, метро защитит.
Самой глубокой станцией Московской подземки является «Парк победы», от поверхности её отделяет 84 метра. Глубже в России только «Адмиралтейская», расположенная в Санкт-Петербурге под Невой на глубине 102 либо 86 метров (зависит от того, где считать). В столице также есть подземная платформа, освещаемая естественным светом — «Лесопарковая».