Под круизом обычно понимают морские и речные путешествия. Но существуют и круизы на туристических поездах, на которых гостей возят по самым интересным местам страны. Днем пассажиры в составе экскурсионных групп осматривают объекты, а вечером снова продолжают путь. Как появился железнодорожный туризм и что предлагают на этом рынке в России?
Императорская Россия и Царское золото
«Туристические поезда похожи на отель на колесах. Они сформированы с дополнительными сервисными вагонами, например кухней, баром и рестораном, часто оформлены в ретро-стиле и имеют библиотеку. На перегонах и по вечерам в больших и красиво оформленных залах проводятся лекции, мастер-классы и концерты живой музыки. В каждом купе есть современный телевизор и кондиционер. Номера „люкс“ оборудованы собственным санузлом. Проводники знают иностранные языки», — объяснила руководитель комиссии по железнодорожному транспорту Российского союза туриндустрии Сусанна Старцева.
История железнодорожных путешествий насчитывает свыше 150 лет. В 1841 году англичанин и пастор Томас Кук собрал 570 прихожан своей церкви и впервые отправился с ними по железной дороге из одного города в другой. Во время поездки было организовано питание, и пассажиров развлекал духовой оркестр. В России первые туры на поездах, как выходного дня, так и длительного пребывания, появились в 1970-х годах. Так, поезда «Дружба» и «Березка» ходили в страны Восточной Европы. Получить бесплатные путевки, правда, могли не все — отбирали лучших среди райкомов партии, комсомола, отличников профкома и на крупных предприятиях. Много было и школьных поездов.
«В СССР в 1975 году существовало 4 тысячи плановых туристических маршрутов союзного значения, в том числе и железнодорожных, например по Золотому кольцу, по столицам республик Средней Азии. Я вместе с классом путешествовала две недели на туристическом поезде „Ленинградец“. Во многих городах были стоянки туристических поездов. Тогда на станциях, конечно, не на всех, были оборудованы целые душевые комплексы, сейчас их нет. Зато сегодня душевые стали появляться как услуга даже в плацкартных вагонах регулярных поездов», — говорит Старцева.
После развала Советского Союза первые железнодорожные путешествия стали появляться в начале 2000-х годов.
«Рынок железнодорожного туризма у нас не сформирован. Среди всех туруслуг он занимает всего 2-3%. Железнодорожный транспорт используется главным образом туркомпаниями в качестве перевозок к объектам показа. В России существует только один железнодорожный круиз — по Транссибирской магистрали. Его организуют „РЖД Тур“ (поезд „Императорская Россия“), немецкая компания „Lernidee Еrlebnisreisen GmbН“ (поезд „Царское золото“) и английская фирма GW Travel (поезд „Золотой Орел“). Туры выходного дня, которые осуществляют с помощью железнодорожных перевозок в спальных вагонах, встречаются довольно редко и в основном по корпоративному или государственному заказу, а также бывают сборные туристические поезда на период новогодних каникул, в основном для поездки на родину Деда Мороза в Великий Устюг. На рынке существует 7-9 туроператоров, которые формируют такой турпродукт и предлагают на реализацию, например „Проект Ретропоезд“, „РЖД Тур“, „Профцентр“ в Самаре, „Транссибирский Экспресс“, „Тари Тур“, „Интурист“, „ROMANOVA TRAVEL“ в Нижнем Новгороде. А вот однодневных туров достаточно много стало в регионах, ведь железнодорожная сеть развивается. Они реализуются на паровозной тяге или на электропоездах пригородного сообщения», — считает Старцева.
За рубежом популярны туры выходного дня на ретропоездах. Нередко они принадлежат международным сетям отелей, которые соединяют исторические города и достопримечательности со своими гостиницами.
«На западе железнодорожные круизы — премиальный продукт. Фактически это пятизвездочные отели на колесах люксового сегмента. Такие туры от 2 до 14 дней стоят 5-25 тысяч долларов. Сюда входит проезд, проживание, питание, экскурсии — всё „под ключ“», — сообщил вице-президент и руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
В гости к Деду Морозу
Одной из крупных компаний, организующих железнодорожные круизы и путешествия по России, является туроператор «РЖД Тур», который существует с 2005 года. На сегодняшний день он предлагает свыше 50 различных маршрутов — это как 1-2-3-дневные путешествия выходного дня, так и более длительные поездки.
«Наиболее продолжительный железнодорожный круиз длится 14 дней и проходит по Транссибирской магистрали. Поезд „Императорская Россия“ следует по маршруту Москва — Владивосток и обратно или Москва — Пекин и обратно. Тур запустили к 400-летию дома Романовых, поэтому вагоны стилизованы под эпоху Российской империи XIX века. Поезд входит в ТОП-10 самых роскошных туристических поездов мира. В купе класса „люкс“, который напоминает „пятизвездочный отель на колесах“, атмосферу шика и элегантности создают парчовые стулья с резными деревянные спинками, красные ковры и великолепное убранство номеров. За время путешествия гости могут посмотреть основные достопримечательности российских городов, искупаться в озере Байкал, послушать исторические лекции, посетить экскурсии и концерты. Цена на тур начинается от 7 тысяч евро. Зимой поезд „Императорская Россия“ возит туристов по северу России, и в туре „Северное сияние“ путешественники посещают Москву, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск и Вологду. Такие поездки больше ориентированы на иностранных гостей. Сейчас эти проекты временно приостановлены. Если позволит эпидемиологическая обстановка, то в 2021 году они обязательно возобновятся», — сообщили в пресс-службе «РЖД Тур».
Популярной зимней программой является трехдневное «Путешествие к Деду Морозу». Отправиться в Великий Устюг можно из Москвы и Санкт-Петербурга. Тур включает посещение Вотчины и Модного дома Деда Мороза, различные мастер-классы, конкурсы и игры. Стоимость путешествия составляет от 18 до 24 тысяч рублей для взрослого в зависимости от категории вагона. Для детей действуют скидки. За эту сумму обеспечивают проезд, трансфер, трехразовое питание в Великом Устюге, экскурсии, развлекательные программы и подарок для детей.
«В этом году запущен новый новогодний железнодорожный круиз „Величие Севера“ — это 5-дневный тур по маршруту Москва — Рускеала — Архангельск — Великий Устюг — Москва. Ночи гости проведут в дороге, а днем будут посещать экскурсии. Туристы побывают в горном парке „Рускеала“, музее деревянного зодчества и народного искусства „Малые Корелы“, Вотчине Деда Мороза, познакомятся с достопримечательностями Архангельска, поучаствуют в развлекательных программах и посмотрят красочное фаер-шоу. В составе поезда есть ресторан и три категории вагонов — купе, СВ и люкс. Цена для взрослого варьируется от 31 тысячи за место в обычном купе до 110 тысяч рублей за целое купе категории „люкс“. В стоимость входит проезд, трехразовое питание, экскурсии во всех городах, сладкий подарок и грамота поверенного Деда Мороза», — рассказали в пресс-службе «РЖД Тур».
На этих новогодних праздниках запускаются новые программы в Ижевск, Пензу, Саранск, Ульяновск и Самару. Насыщенные интерактивными зимними развлечениями «Яркие выходные в Приволжье» стартуют из Москвы и продлятся от 4 до 6 дней в зависимости от выбранной программы. Туры стоят от 15,5 до 28,9 тысячи рублей. В сумму входит проезд, проживание в одном из лучших отелей города и авторские эксклюзивные экскурсионные программы. Например, в ходе одного из туров в Самару гости смогут продегустировать традиционные волжские блюда, побывать на обзорной экскурсии по городу, пострелять из лука, покататься на санях, тюбингах, подъемнике или попрыгать на батутах, а также прокатиться на новогоднем ретропоезде с паровозом во главе.
Помимо многодневных круизов, «РЖД Тур» организует и однодневные экскурсионные путешествия, например в Тверь и Торжок, Великий Новгород и Калугу, Владимир и Суздаль. Одной из самых ярких и востребованных программ этой осени стало «Путешествие во времени: на паровозе в Переславль-Залесский». Путешественники ехали в стилизованных вагонах «Рускеальского экспресса», которые тянул настоящий паровоз, построенный в середине ХХ века, а в Переславле-Залесском для поезда была выстроена специальная деревянная ретроплатформа. Побывать в древних городах можно за 4,5-5,5 тысячи рублей.
«К открытию границ мы собираемся предложить еще порядка 20 экскурсионных маршрутов на регулярных и специальных туристических поездах по центральной, северной, восточной и южной части России. Мы постараемся их сделать не только в дорогом, но и в среднем ценовом сегменте, чтобы железнодорожные путешествия по России были доступны максимальному количеству жителей страны», — сказали в пресс-службе «РЖД Тур».
Дорого и неудобно
По мнению вице-президента и руководителя комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, железнодорожные путешествия имеют много преимуществ. Они не зависят от загруженности дорог, позволяют организовать поездку в любое время года, отправиться в тур из родного города со своей компанией, полюбоваться красотами страны из окна поезда, посетить малые города, куда не летают самолеты, а также сэкономить на гостиницах.
«У железнодорожного туризма хорошие перспективы. Проблема в доступности, инфраструктуре и логистике путешествий. У нас много компаний используют групповые железнодорожные перевозки для организации туров. Но если говорить о круизах, основной вопрос заключается в аренде подвижного состава. Пока это выходит значительно дороже, чем арендовать самолет. Такие поезда надо делать на основе программ с двусторонней загрузкой. Сейчас же туристы зачастую едут в одном направлении, обратно возвращаются авиационным транспортом. Стоят такие круизы очень дорого. Если бы они стали доступней по цене, то спрос на них бы увеличился», — считает Дмитрий Горин.
Сейчас в России нет понятия «железнодорожный круиз», есть только «пассажирская железнодорожная перевозка».
«К туристическим поездам предъявляются такие же требования, как и к обычным. У нас крайне мало специальных туристических вагонов. От стандартных они отличаются внутренним устройством. Например, туалетные комнаты в них больших размеров, а между купе могут размещаться умывальники. Так, частных туристических вагонов наберется всего на один состав. В основном же туристические поезда формируют из новых вагонов АО „ФПК“ различного типа с включением нескольких вагонов-ресторанов, — рассказала Сусанна Старцева. — Мы хотим возродить железнодорожный туризм, который существовал в советский период, создать мультирегиональные маршруты и сделать их доступными для обычных людей, чтобы граждане нашей страны могли путешествовать семьями, школами (классами), университетами. Сейчас начаты переговоры с АО „ФПК“, в ходе которых мы предложим туристические маршруты и планируем договориться о специальных тарифах для туркомпаний как на аренду вагонов, так и в билетном групповом сегменте. Также очень надеемся, что разноплановая поддержка государства, которая оказывается внутреннему туризму, будет сфокусирована и на железнодорожном туризме».