СМИ стали известны подробности переговоров в кабине пилотов самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», который потерпел катастрофу в Раменском районе Подмосковья 11 февраля 2018 года.
Данные речевого самописца
Расшифровку записи речевого самописца независимо друг от друга опубликовали РБК и сайт телеканала «78».
Источники РБК в МАК и Росавиации подтвердили, что данный текст является подлинным.
Ранее глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) удалось расшифровать речевой самописец разбившегося Ан-148.
Текст расшифровки официально опубликован не был, однако «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщил, что на записи слышно, как пилоты приводят в действие и проверяют различные приборы согласно контрольной карте. Однако они не включают обогрев приемников полного давления, с которых считывают информацию датчики скорости, хотя это действие прописано в карте.
После взлета приборы летчиков показали разную скорость. Пилоты попытались решить проблему, увеличивая скорость и наклоняя самолет к земле. При этом в кабине якобы была слышна ругань, а столкновение происходит под нечленораздельные крики. Экипаж так и не понял, почему возникла неисправность, поэтому не смог справиться с критической ситуацией.
«Ладно-ладно, потом разговаривать будешь»
Опубликованный ныне текст представляет собой переговоры командира воздушного судна (КВС) Валерия Губанова и второго пилота (ВП) Сергея Гамбаряна.
КВС: Вверх! Вот.
ВП: Сейчас-сейчас.
КВС: А ты вни...
ВП: Вообще фигня какая-то!
КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это... А ты, наоборот, вниз.
ВП: Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду все остальное. Так, контролируем все.
КВС: Все, все хорошо.
ВП: Всё, скорость нормализовалась.
(Сигнализация). Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Оп-оп-оп, 390!
КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!
(Сигнализация). Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Да потому что хорош (ругательство), 200 скорость, (ругательство)!
КВС: Высота! Высота! Высота!
(Сигнализация): Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead! («Опасное сближение с землей. Тяните вверх» — перевод с англ.)
КВС: Вверх!
«Сигнализация): Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead!
КВС: Всё, (ругательство).
Роковое обледенение ППД
Самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс по маршруту Москва — Орск, потерпел крушение 11 февраля в Раменском районе Московской области, вблизи населенного пункта Степановское. Все 65 пассажиров и 6 членов экипажа погибли.
По результатам расшифровки данных параметрического самописца Межгосударственный авиационный комитет распространил сообщение: «Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД (приемников полного давления) при выключенном состоянии систем их обогрева».
АиФ.ru писал о катастрофах, которые в свое время происходили из-за обледенения приемников полного давления.
В каждом из этих случаев роковым обстоятельством становился не отказ приемников, а непонимание пилотами происходящего и, как следствие, действия, усугубляющие ситуацию.
Все решила высота: пилотам Ту-154 в 1986 году удалось спастись в схожей ситуации
В 1986 году над аэропортом Домодедово разыгралась драма, очень схожая по обстоятельствам с тем, что случилось с Ан-148. Самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Челябинск — Москва, при снижении попал в зону ливневого дождя, где также наблюдалось обледенение.
В какой-то момент летчики увидели на приборах снижение скорости практически до нуля. Полет проходил в облаках, так что оценить реальную картину пилоты не могли, предпринимая попытки разогнать машину, направляя ее вниз.
Когда на высоте 1800 метров Ту-154 вышел из облаков, оказалось, что лайнер буквально несется к земле с огромной скоростью.
Командир судна Николай Лаптев начал выводить машину из пикирования, при этом перегрузки оказались значительно выше расчетных. Тем не менее Ту-154 выдержал, лайнер сел в Домодедово, экипаж и 175 пассажиров остались в живых.
Но перегрузки, перенесенные самолетом, привели к тому, что его пришлось списать.
Расследование происшествия показало, что при вылете из Челябинска экипаж забыл включить обогрев приёмников полного давления (ППД). В зоне обледенения над Москвой это едва не привело к трагедии.
У пилотов Ан-148 времени на исправление роковой ошибки уже не оставалось. В тот день в Подмосковье наблюдался сильный ливневый снег, а нижний край облачности находился на высоте всего в несколько сотен метров. Когда лайнер вывалился из облаков, до столкновения с землей оставались мгновения, за которые что-либо предпринять уже было невозможно.
Техника надежнее людей
51-летний командир воздушного судна Валерий Губанов имел 5000 часов налета, из них 2800 — на Ан-148. Однако стаж он в основном заработал в качестве второго пилота, а налет в качестве командира был минимальным.
44-летний Сергей Гамбарян в прошлом был бортпроводником, который мечтал стать пилотом и добился своей цели. Но его общий налет составлял всего 812 часов.
По злой иронии судьбы на борту Ан-148 был человек, который мог разобраться в нештатной ситуации. Заслуженный пилот России, кандидат технических наук Борис Кармалеев этим рейсом летел в Орск, чтобы читать летному составу лекции по безопасности полетов. Увы, Кармалеев как пассажир не мог находится в кабине, где его помощь была нужна, как никогда.
Окончательные выводы по катастрофе предстоит сделать МАК и СКР. Уже сейчас, однако, очевидно, что возникают серьезные вопросы к уровню подготовки летного состава, к принципам формирования экипажей и контролю за соблюдением норм безопасности.
Современные самолеты строятся для того, чтобы летать, а не падать. Увы, но все чаще надежность техники оказывается выше, чем уровень подготовки людей, которые ей управляют.