Как получить возмещение за травму в общественном транспорте?
В стоимость поездки на общественном транспорте входит в том числе обязательная страховка пассажира. Соответственно, если человек при поездке получил травму, то он имеет право на страховые выплаты. АиФ.ru выяснил у юриста, куда пассажирам обращаться, если они пострадали в результате ДТП, какие документы необходимы и на какой размер компенсации можно рассчитывать.
Когда поездка считается застрахованной?
Страховка начинает действовать в тот момент, когда пассажир купил проездной билет (если необходима его валидация, то после валидации). По словам автоюриста Сергея Радько, в сумму проезда уже входит стоимость страховки. Согласно Федеральному закону от 14.06.2012 N 67-ФЗ, распространяется она на все виды общественного наземного транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, маршрутные автобусы, метро.
Куда обращаться, если вы получили травму в общественном транспорте?
«Нужно сразу на место происшествия вызывать скорую помощь, чтобы она зафиксировала, что, скажем, нога была сломана именно здесь, а не когда пассажир уже вышел из автобуса», — объясняет автоюрист Сергей Радько. Он добавляет, что после этого необходимо обратиться с претензией в автобусный или троллейбусный парк и узнать, кто является его страховщиком. Следующий шаг — обращение в страховую за возмещением вреда.
Что касается метро, то, согласно статье 25 Федерального закона от 14.06.2012 № 67, метрополитен сам как юрлицо несет ответственность за перевозку пассажира. Если тот получил травму в вагоне, то нужно написать заявление в адрес руководства метрополитена (моментами начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода из вагона). Если травма была получена на эскалаторе, который считается опасным объектом, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», выплаты будет производить страховая компания. На компенсацию можно рассчитывать, если травма была получена в результате поломки эскалатора, его экстренного торможения и пр. Если же пассажир сам нарушил правила пользования эскалатором, например, бежал по ступенькам и упал, то выплаты ему не положены.
Как выяснить, в какую страховую компанию обращаться?
В Москве узнать, к какому именно автобусному или троллейбусному парку относится транспортное средство, можно, позвонив по телефону горячей линии «Мосгортранса» (8 495 950-42-04) или на его сайте. В Петербурге эта информация есть на сайте «Пассажиравтотранса». В регионах узнать информацию о перевозчике или страховой компании также можно, обратившись в региональный автотранс.
Какие нужны документы для получения компенсации?
Страховой потребуется подтверждение того, что вы были пассажиром транспортного средства и пострадали, поэтому как минимум сохраните билеты, также хорошо, если у вас есть данные свидетелей аварии. У пострадавшего на руках должен быть документ, составленный самим перевозчиком или его уполномоченным лицом, в котором зафиксирован факт и обстоятельства произошедшего. Также пригодится справка из больницы или травмпункта об оказании медицинской помощи, о наличии травм и степени их тяжести, или справка ГИБДД с подтверждением факта ДТП и наличия пострадавших. Если потребовалось лечение, необходимо сохранить все чеки на покупку лекарств. Срок обращения за компенсацией законом не ограничивается.
Какой размер компенсации?
По словам Радько, размер компенсации зависит от степени тяжести вреда здоровью. Ее определяет экспертиза. Компенсации предусмотрены как за серьезные травмы, так и за ушибы и синяки, а также за порчу багажа. Максимальная страховая выплата составляет 2 000 000 рублей. Эта выплата положена родственникам в случае гибели пассажира.
Как показывает практика, за вред здоровью средней тяжести можно получить компенсацию около 200 000 рублей, за синяки, ушибы и подобные травмы — до 51 000 рублей.