Как ожидается, с 1 сентября вступит в силу приказ Министерства транспорта о новом порядке формирования автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже). В нем будет расширен перечень сведений, предназначенных для передачи в единую государственную информсистему. Эксперты aif.ru рассказали, зачем это делается, и могут ли нововведения отразиться на стоимости билетов для россиян, а также о том, как это отразится на их безопасности.
До последней цифры
Как стало известно, в перечень сведений добавится информация, которую пассажир указывает при бронировании и покупке билета — номер телефона, адрес электронной почты, сведения о билете. Кроме того, предлагается собирать его логин и пароль на сайте или в приложении перевозчика, а также IP-адрес и номер порта, с которого шла информация. Перевозчик также должен будет сообщить четыре последних цифры банковской карты, указав название выдавшего ее банка-эмитента, стоимость билета и класс обслуживания. Срок хранения данных, которые будут поступать в Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) — семь лет. Сведения о пассажирах и персонале в эту систему передаются и сейчас, но они ограничены паспортными данными, датой поездки и маршрутом.
Все полученные данные должны передавать перевозчики на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также автотранспорте при междугородном и международном сообщении (кроме рейсов между Москвой и Подмосковьем, Петербургом и Ленобластью).
Без опасности
Кстати сказать, подобные информационные системы в мире уже существуют, причем они постоянно обновляются. Например, в Евросоюзе создана и готовится вступить в действие ETIAS — Европейская система информации и авторизации путешественников (European Travel Information and Authorisation System). Ожидается, что с середины этого года она будет выдавать разрешения на въезд в Шенгенскую зону гражданам безвизовых стран. Главная цель: внутренняя безопасность для граждан Шенгена и путешественников из третьих стран. В ней будут регистрироваться фамилия и имя человека, его биометрические данные (отпечатки пальцев и полученные изображения лица), тип проездного документа, а также даты и место въезда и выезда. Кроме этого, в базу данных внесут отказ во въезде и его причинах.
Таким образом, вся история гражданина — маршруты его поездок, транспорт, которым он пользовался, а также ограничения и штрафы, которые на него наложены, будет доступна работников специальных ведомств.
В рамках закона
«Механизм предоставления расширенной информации о пассажирах в интересах обеспечения их безопасности в условиях существования угроз террористического характера предусмотрен изменениями в Конвенцию о международной гражданской авиации, которые были внесены в конце 2022 года, — завил замглавы Минтранса РФ Дмитрий Баканов. — Законодательство ряда стран уже сегодня требует, чтобы авиакомпании, в случае полетов в аэропорты этих стран или через их территории, предоставляли уполномоченным властям этих стран расширенную информацию о бронировании пассажиров».
По его словам, обязательный перечень информации, требуемый для передачи в автоматизированные базы данных, содержится в п.8 раздела I Приказа Минтранса России от 19 июля 2012 года № 243.
«Перечень информации, предлагаемый к нормативному регулированию Минтрансом России, меньше, чем требуемый многими другими странами, — продолжил он. — При этом новый приказ не обязывает перевозчиков собирать дополнительную информацию о пассажирах, помимо той, которая указывается пассажиром при покупке билета. Данный перечень информации предоставляется только в случае её фактической фиксации в информационной системе авиакомпании. Иными словами, приказ является правовым основанием для того, чтобы данная информация могла передаваться перевозчиками в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров (АЦБПДП)».
Кроме того, Дмитрий Баканов развеял опасения по поводу возможных утечек персональных данных. По его словам, государственные информационные системы имеют полный набор механизмов для обеспечения безопасности хранимой информации.
Билет без наценки
«В сегодняшних условиях принятие такого рода мер не удивительно, поскольку речь идет в конечном итоге о безопасности, — считает независимый аналитик по транспорту Дмитрий Адамидов. — Кроме того, все эти процессы укладываются в принятый курс на цифровизацию, которая все глубже проникает в повседневную жизнь. Что же касается возможных последствий, то пассажиры вряд ли вообще заметят, что при процессе покупки билетов что-то поменялось. Кроме того, я не думаю, что дополнения к существующим правилам, если они будут приняты, приведут к каким-либо значительным изменениям. Не вижу причин и для какого-то изменения стоимости билетов, хотя и не исключено, что агрегаторы (интернет-сервисы по продаже билетов и других транспортных услуг) могут хоть как-то попытаться извлечь из этого выгоду».
Ранее сообщалось о том, что в России растут объемы авиаперевозок при снижении аварийности.