1765

10 лет в полете. С чем Sukhoi Superjet 100 вступает во второе десятилетие?

SSJ 100.
SSJ 100. / Сергей Осипов / АиФ

​В этом году исполнилось 10 лет с тех пор, как самолет Sukhoi Superjet 100 начал перевозить пассажиров. Это первый авиалайнер, сделанный в России с нуля, без использования советских разработок. С чем самолет подошел к этому дню рождения? 

Как делают самолеты

«Суперджет» — ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет, также известный как SSJ 100. В реестре Международной организации гражданской авиации ИКАО он зарегистрирован под именем Су-95. Как бы то ни было, это первый отечественный самолет, сертифицированный не только по нашим, но и по европейским правилам. Сегодня в эксплуатации находятся 175 SSJ 100. На фоне конкурентов из Boeing и Airbus эта программа сравнительно молодая, она стартовала в 2002 г. Первый полет пришелся на 2008-й. Сейчас в России SSJ 100 эксплуатируют 9 авиакомпаний, перевезены десятки миллионов пассажиров. Самолеты можно встретить в разных версиях: с дальностью 3050 и 4600 километров, с салонами от 87 до 103 пассажиров. В МЧС SSJ 100 служит летающим госпиталем, в королевской семье Таиланда — летающим дворцом.

Первый вздох самолеты делают на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, потом в Ульяновске их красят в цвета (на профессиональном жаргоне — «ливреи»), которые выбрал заказчик. Сдают готовые самолеты в третьей точке на карте России — в городе авиаторов Жуковском под Москвой. Тут у корпорации «Иркут», которая занимается производством SSJ 100, расположена авиационно-техническая база с огромным складом запчастей, ремонтными ангарами, авиатренажерами и т. д.

Самолеты, готовые к сдаче заказчикам.
Самолеты, готовые к сдаче заказчикам. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Сага об импортозамещении

С самого появления за проектом Sukhoi Superjet 100 тянулась не лучшая слава в плане послепродажного обслуживания. Эксплуатанты, особенно иностранные, жаловались на то, что запчастей для самолета приходится ожидать слишком долго. Из-за этого лайнеры простаивали и не могли приносить прибыли. Сейчас в корпорации «Иркут» рапортуют, что все «детские болезни» на этом направлении ликвидированы. По крайней мере, на территории Российской Федерации. Например, в аэропорту Шереметьево базируется «Аэрофлот», у которого самое большее число SSJ 100 в эксплуатации: 60 бортов. Доставку туда любой детали гарантируют в течение 3 часа. Это в том случае, если ее нет в логистическом центре в самом аэропорту.

На огромном складе в Жуковском хранятся запчасти на все случаи жизни. Часто спрашивают: сколько деталей в самолете? Судя по тому, что тут присутствуют 15 тыс. наименований, примерно из такого количества частей и состоит современный самолет. На самом деле их гораздо больше, если учитывать двигатели. Но двигателями самолетов SSJ 100 пока занимается российско-французское предприятие PowerJet. Установка на SSJ 100 чисто российских двигателей — дело недалекого будущего. В конце следующего года двигатели ПД-8 ожидаются на опытной машине. Если все пойдет нормально, в 2023 г. ими начнут оснащать рейсовые самолеты. В 2024 г. планируется принять в эксплуатацию самолеты нового поколения — SSJ New, то есть «Новый Суперджет». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сегодня в SSJ 100 30% российских деталей и 70% иностранных. В новом проекте все будет как минимум наоборот.

Пилотажный тренажер.
Пилотажный тренажер. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Тренажер для стюардессы

Построить современный самолет — это только полдела. Не менее важно грамотно обучить тех, кто его эксплуатирует, в первую очередь — пилотов и бортпроводников. Этим важным делом тоже занимаются в Жуковском.

Пилотажный тренажер — устройство, по сложности и цене сравнимое с настоящим самолетом. Кабина тренажера полностью воспроизводит кабину SSJ 100 со всеми органами управления и контроля. Мощные электромоторы позволяют придать ей практически любое положение в пространстве, кроме разве что полностью перевернутого. Но те упражнения, которые пилоты отрабатывают на этом тренажере, учат их тому, чтобы до этого дело не дошло.

На пилотажном тренажере можно готовить пилота с нуля, можно переучивать с других типов самолетов, можно освежать навыки действия в критических ситуациях у штатных пилотов. Тренажер в Жуковском пашет по 20 часов в сутки. В таком же режиме работают еще 2 комплекса в России. Надо полагать, это говорит в том числе и о востребованности экипажей SSJ 100 на внутренних линиях.

Тренировочно-спасательный тренажер.
Тренажер аварийно-спасательной подготовки. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Тренажер аварийно-спасательной подготовки — это полфюзеляжа SSJ 100 без крыльев. На нем отрабатывают действия летчиков и бортпроводников в сложных ситуациях. Например, при имитации аварийной посадки стюардессы учатся определять, можно ли открывать двери и надувать трап. А вдруг вокруг самолета пожар? Ситуация снаружи транслируется им на внутреннюю поверхность иллюминаторов. Чтобы тренировка совсем уж медом не казалась, есть имитаторы дыма и даже воплей обезумевших от страха пассажиров.

В спасении пассажиров по инструкции принимает участие один из пилотов. Он должен страховать их в конце надувного трапа. Для этого пилоту, демонстрируя навыки гимнаста, необходимо заранее покинуть кабину через форточку — сдвигаемую часть остекления в носу самолета. Через форточку наружу выбрасывают аварийный канат, по нему и надо спускаться.  

Так что не надо думать, что пилоты умеют только водить самолет, а стюардессы — только разносить прохладительные напитки.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество