Примерное время чтения: 7 минут
997

Помочь за 20 секунд. Как работает единый экстренный телефон 112

Корреспондент АиФ.ру Алия Шарафутдинова посетила диспетчерскую службу - 112 в Татарстане и узнала, как работает система помощи в экстремальных ситуациях.

«Урезали зарплату, разберитесь»

«Главная особенность системы 112 в том, что когда с человеком случается беда, он может набрать всего один номер и вызвать все службы, необходимые для ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации, - рассказывает  руководитель дежурно-диспетческой службы - 112 Татарстан Рустэм Яхин. – Оператор, принявший вызов, составляет карту происшествия со всеми подробностями и отправляет экстренным службам заявку. Это аналог американского 911. Таким образом, Россия внедряет европейские стандарты: 112 действует в Евросоюзе».

Руководитель Дежурно-диспетчерской службы-112 рассказывает в чем преимущества единой диспетчерской службы Руководитель Дежурно-диспетчерской службы-112 рассказывает в чем преимущества единой диспетчерской службы. Фото Алии Шарафутдиновой

В Татарстане сервис в пилотном режиме стартовал уже с весны 2009 года. Звонки принимали преимущественно с федеральной автомобильной трассы «М7-Волга», проходящей по территории республики : там происходит наибольшее количество аварий.  Правда, звонки бывают и совсем не по делу. «Однажды позвонил молодой человек с жалобой, что ему урезали заработную плату, просил разобраться, - улыбается сотрудница службы 112. -  Иногда приходится консультировать по вопросам ЖКХ. Но на каждый звонок не по адресу стараемся тратить не более 20 секунд».

Что такое служба-112 и для чего она нужна? >>

Как работает 112

«Алло. Диспетчерская служба 112, оператор 34 слушает, - принимает очередной звонок 36-летняя Гульфина Шагиахметова. – Где произошло ДТП? Пострадавших, розлива топлива нет?».

Гульфина Шагиахметова трудится в службе-112 со дня ее основания Гульфина Шагиахметова трудится в службе-112 со дня ее основания. Фото Алии Шарафутдиновой

Ответы женщина записывает в электронную карту, в которой указывает информацию о местонахождении происшествия, подробную картину случившегося, контакты. На экране монитора можно увидеть даже карту местности, откуда поступил звонок. Заполнив все строчки, Гульфина направляет обращение в ту или иную экстренную службу – полицейским, пожарным, спасателям, медикам. Те, в свою очередь, в онлайн-режиме отмечают, что приняли заявку к исполнению. По адресу выезжают полицейские, медики или спасатели.

Сейчас в диспетчерской службе Казани работают 42 человека. Кроме Татарстана в пилотном режиме служба 112 работала в Курской, Астраханской и других областях. Именно на примере этих регионов, создается единая служба спасения по всей России.

30 диспетчеров принимают звонки со всей Казани и близлежащих районов 30 диспетчеров принимают звонки со всей Казани и близлежащих районов. Фото Алии Шарафутдиновой

Служба «112» в Татарстане работает в связке с системой «ГЛОНАСС», позволяющей отслеживать местонахождение происшествия, а также ближайшего к нему экипажа скорой помощи, полиции  или пожарной части. Сейчас идет отработка механизма определения местонахождения абонента, позвонившего на 112.

Каждый звонок регистрируют в карте происшествия Каждый звонок регистрируют в карте происшествия. Фото Алии Шарафутдиновой

Поднялась температура, загорелась постройка, соседи разбушевались, трубу прорвало или просто захлопнулась дверь квартиры, нужно снять кошку с дерева, узнать номер дежурной больницы – номер «112» набирают при любой ситуации.

В карту происшествия записывается информация о пострадавшем, о ЧС В карту происшествия записывается информация о  пострадавшем, о ЧС. Фото Алии Шарафутдиновой

Две тысячи звонков в день

Ежедневно дежурно-диспетчерская служба принимает около двух тысяч звонков из Казани и ближайших поселков. Статистика по республике показывает, что  65% из всех поступивших звонков - непрофильные и не требуют экстренного реагирования. 47% обратившихся нужна помощь медиков, 35% звонков - по линии правоохранительных органов, 15% людей нуждаются в помощи МЧС, 3% нужны службы газа и ЖКХ.    

Больше всего звонков поступают с просьбой вызвать скорую Больше всего звонков поступают с просьбой вызвать скорую. Фото Алии Шарафутдиновой

В системе имеется возможность приема sms-сообщений по номеру «112». Но за все время функционирования системы было получено всего 14 135 sms-сообщений. Очевидно, что в экстренной ситуации люди предпочитают личное общение с операторами.

По номеру 112 можно одновременно вызвать спасателей, медиков, пожарных и другие службы По номеру 112 можно одновременно вызвать спасателей, медиков, пожарных и другие службы. Фото Алии Шарафутдиновой

Пиковая нагрузка на операторов приходится на пятницу, субботу, праздничные и предпраздничные дни с 19:00 до 1:00 ночи (до 200 звонков в час и более). Наибольшее количество звонков поступает в марте: весной увеличивается число людей, пытающихся совершить попытки самоубийства.

«В таких случаях операторы работают очень осторожно, спокойно выясняя, где человек находится, заполняют заявку, а человека держат на проводе, пока службы не подъедут по адресу», - поясняет Рустэм Яхин.

Нужно сказать, что зимой и весной увеличение количества обращений связано со сложными погодными условиями: снежные заносы, подтопление паводковыми водами.

Пожарные прибыли на место происшествия после обращения на телефон 112. Из архива Республиканской клинической больницы Татарстана

«От нашей работы зависят жизни людей»

Около стола 45-летней Резеды Садыковой висят различные подсказки. На одном листочке список поселков, куда из Казани выезжают машины скорой помощи, на другом –телефоны экстренных служб районов Татарстана.

«Тяжелее всего, когда звонят люди, у которых кто-то умер, - говорит женщина. – Тяжело сохранять спокойствие, когда слышишь плач матери, у которой погиб ребенок в катастрофе. После окончания рабочего дня, стараешься абстрагироваться».

Резеда Садыкова признается: чтобы работать диспетчером, нужно иметь железные нервы Резеда Садыкова признается: чтобы работать диспетчером, нужно иметь железные нервы. Фото Алии Шарафутдиновой

На работу в диспетчерскую службу берут людей только с высшим образованием и со знанием одного из пяти иностранных языков – английского, немецкого, испанского, французского или китайского. Перед тем как начать принимать звонки, каждый новобранец проходит обучение: постигает основы психологии, медицины, учится задавать уточняющие вопросы. В процессе работы они регулярно проходят аттестацию.

Наблюдая за действиями диспетчера, понимаешь, что работа требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости.  

«На 50% жизнь людей зависит от скорости и слаженности наших действий, - говорят девушки-операторы. - Чем быстрее сигнал тревоги поступит в скорую, к пожарным или спасателям, тем скорее они окажут помощь».

Нужна ли на самом деле единая служба «112»? >>

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах